Основные подходы к изучению ценностной проблематики: зарубежный опыт

Аннотация

Данная статья  посвящена  изучению  основных  теоретико-методологических  подходов к исследованию ценностной проблематики. Целью статьи является проведение анализа зарубежных концепций и точек зрения на эту проблему, начиная с трудов античных философов, заканчивая исследованиями современных психологов. Научный философский взгляд на ценностную проблематику представлен анализом основных идей Г. Лотце, И. Канта, Г. Гегеля и др. Ценностная проблематика рассматривается также в контексте анализа социологических исследований, представленных трудами В. Дильтея, Э. Дюркгейма и др.
В статье проведена достаточно серьезная систематизация взглядов Э. Фромма, К. Роджерса, А. Маслоу. Ф. М. Рокича, Г. Олпорта, Г. Хофстеде, Г. Триандиса и др. Особое место отведено рассмотрению концепции ценностей, созданной Ш. Шварцем, предложившим принципиально новый подход в изучении ценностей.
Таким образом, изучение ценностной проблематики позволило сделать вывод, что с точки зрения философии, социологии, и особенно психологии ценности, ценностные ориентации можно рассматривать как регулятивные механизмы, важнейшие регуляторы поведения индивидов и общностей.
Практическая значимость статьи определяется тем, что она вносит определённый вклад в изучение ценностной проблематики, что является актуальным в связи с теми глобальными проблемами, которые сегодня переживает человечество.
Ключевые слова: ценностная проблематика, ценности, ценностные ориентации, теоретико- методологические подходы, зарубежные исследователи.
Как цитировать
ADILOVA, E. T.; AIMAGANBETOVA, O. Kh.; MADALIEVA, Z. B.. Основные подходы к изучению ценностной проблематики: зарубежный опыт. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, [S.l.], v. 76, n. 1, p. 59-73, apr. 2021. ISSN 2617-7552. Доступно на: <https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/1168>. Дата доступа: 30 july 2021 doi: https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v76.i1.06.