Психологический анализ основных факторов, влияющих на отношение человека к деньгам
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.026Аннотация
Изучение психологии денег и работа с молодёжью по формированию денежной культуры особенно важны сейчас в Казахстане для формирования самостоятельности, финансового интеллекта, экономической свободы, умения принимать адекватно-грамотные решения, а так же полноценного роста и развития молодой, перспективной во всех отношениях личности гражданина своей страны. В данной статье рассмотрен психологический анализ основных факторов, влияющих на отношение человека к деньгам, так как именно от них зависит не только здоровое отношение к монетарным ценностям, но и все ценностно-смысловые аспекты отношений человека к себе и к миру, включая культуру поведения в целом. Ценностно-смысловое отношение к деньгам формируется в период становления и развития человека, то есть в течение всей его жизни. При анализе факторов внешнего и внутреннего воздействия на отношение человека к деньгам учитывался тот факт, что современные деньги давно вышли за рамки экономического регулятора социальных отношений, став весьма значимым аспектом, обнажающим психологические проблемы личности и общества до максимального предела.
Адриан Фернхем в своей работе «Личность и деньги» выделил шесть основных факторов, непосредственно влияющих на денежное поведение человека, включающих его социальное положение, окружение и экономический статус, гендерную принадлежность индивидуума, его возраст и характерные личностные особенности. Каждый из этих факторов был подробно рассмотрен в нашей статье, благодаря анализу современных исследований, проведенных с учетом факторной структуры отношения к деньгам. В целом, избавление от идеологических мифов и уравнительной этики социалистического периода истории Казахстана, овладение новыми стратегиями совладающего поведения позволит в будущем сформировать у человека здоровое отношение к деньгам, их социальным функциям, приведет к современному уровню развития денежных отношений. Сформированное здоровое отношение к деньгам позволит молодёжи отойти от потребительского отношения и деструктивно-пассивного ожидания помощи от родных, близких и государства.
Ключевые слова: деньги, ценность, внешние и внутренние факторы, культура, отношение.