Этнопсихологическая специфика экономического сознания предпринимателей
Аннотация
В данной статье представлен анализ понятия экономического сознания и влияния на него национально-психологических особенностей. Выбранная в качестве респондентов категория предпринимателей объясняется их ролью носителей новых социально-экономических отношений и влияния на эффективность социально-экономических преобразований в стране. Цель исследования заключалась в обнаружении различий в экономическом сознании, детерминируемых национально-психологическими особенностями, и изучении специфики их проявления в экономическом поведении. Под экономическим сознанием понимается процесс и результат познания экономических отношений как фактора поведения различных социальных групп, как результат отражения условий хозяйственной жизни личности. Методологически обосновано, что основной причиной, лежащей в основе межэтнических различий психики, является культура, выступающая в качестве регулятивной функции, в той или иной мере определяющая поведение людей, определяющая выбор экономических моделей. На основании теории культурных измерений был предложен алгоритм сравнительного анализа специфики проявления национально-психологических особенностей в экономическом сознания и экономическом поведении. Результаты исследования подтвердили дифференциацию кластера вербальных характеристик экономических категорий в сознании респондентов казахской и русской национальности, различие в ценностной структуре предпринимателей, в уровне интернальности экономических отношений и их модальности; в личностных конструктах, описывающих экономические представления казахов и русских.
Ключевые слова: национально-психологические особенности, экономическое сознание, экономическое поведение, параметры национальной культуры.