Общество потребления и городское пространство

Авторлар

  • З. Ж. Жаназарова
        62 83

Аннотация

В последние десятилетия ХХ в. ситуация потребления товаров и услуг начала постепенно меняться. По данным Worldwatch, «всемирный класс» потребителей (людей, которые пользуются телевидением, телефонной связью, интернетом, продвигаемой по этим каналам продукцией и разделяют транслируемые ими идеи и культуру) составил около 1,7 млрд.человек, то есть более четверти населения земного шара». Сейчас эта цифра утроилась. Примерно половина этих людей живет в странах «золотого миллиарда». Другая половина – в странах третьего мира. Только в Китае 240 миллионов человек за последние годы приобрели статус потребителей, и скоро здесь их будет больше, чем в Соединенных Штатах. Бесспорно, что и там складываются свои полюсы потребления и недопотребления. Опасность для стабильности представляет уже не только диспропорция между «бедным» и «богатым» мирами, но и собственно рост мирового потребления. Глобальный рост потребления подчиняется ритму, который планета не выдерживает: об этом свидетельствуют загрязнение окружающей среды, исчезновение лесов, уничтожение природных ресурсов, деградация горизонтов грунтовых вод», говорится в докладе State of The World 2004. По мнению специалистов Worldwatsh, необходимо «сократить несоразмеримое потребление». (State of the World 2004:8). Потребление суверенно и самодостаточно. Оно присутствует в каждом фрагменте жизни. Оно становится главным политическим рычагом. Жизненные интересы отдельного индивида, нации и государства заключаются в долгосрочном обеспечении энергией, ресурсами, информацией. Глобализация потребления лишь закрепляет его всемогущество на мировом уровне. В городском пространстве основной формой взаимодействия является легкая социальность. В ее контексте потребление можно рассматривать, с одной стороны, как одну из основных форм самовыражения индивида, а с другой, как одну из ее основных форм городской коммуникации. Потребительские практики становятся агентами легкой социальности, вызывающей эмоции у индивидов, как реализующих данные практики, так и наблюдающих их со стороны. Каждый горожанин своим индивидуальным потреблением формирует городской ландшафт, но при этом нуждается в тех ресурсах, которые может предложить только город. Безопасность, «определенность» – один из важнейших ресурсов, однако это вовсе не означает, что для нормального функционирования города необходимо полное отсутствие пространства неопределенности. Именно в борьбе с определенностью города возникает разнообразие городских практик.

Ключевые слова: потребление, жизненные интересы, глобализация потребления, городской ландшафт, безопасность, городские практики.

Жүктелулер

Как цитировать

Жаназарова, З. Ж. (2018). Общество потребления и городское пространство. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 64(1), 95–101. вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/834