Психологические особенности толерантности учащейся молодежи

Авторлар

  • N. K. Satybaldina Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
  • A. T. Kamzanova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы
        95 116

Кілттік сөздер:

толерантность, установки, подростки, юноши.

Аннотация

В данной статье изложены результаты эмпрического исследования психологических особенностей толерантности учащейся молодежи юношеского и подросткового возрастов.

Изучение путей воспитания толерантности подростков особо актуально, так как в настоящее время это стало одной из важнейших общественных проблем. Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии воспитания уже в личности подрастающего поколения толерантности, терпимости к иным способам жизни, к иным культурным формам, при условии формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики.

В исследовании были использованы следующие методики: «Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)», «Экспресс-опросник индекс толерантности (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова)», «Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик)».

Общее число участвовавших в эксперименте школьников составило 60 человек, из них 30 - мальчики и девочки подросткового возраста, и 30 человек юношеского возраста также разного пола.

Выборка состоит из 60 школьников учащихся 9-х классов (15 лет) среднего школьного подросткового возраста, а также 30 учащихся 11-х классов (18 лет) старшего школьного юношеского возраста.

Научная новизна исследования заключается в том, что исследование психологических детерминант толернатности проведено по казахстанской выборке.

По результатам исследования у учащихся подросткового возраста превалируют жесткие, категоричные социальные установки, как личностные детерминанты интолерантного отношения. В то время как у учащихся юношеского возраста были получены более гибкие, открытые социальные установки как личностные детерминанты толерантного отношения.

Выявленные в исследовании особенности структурных компонентов толерантности и факторы ее развития в юношеском возрасте целесообразно использовать при разработке психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации процесса развития толерантности.

Библиографиялық сілтемелер

Литература
1 Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000. - С. 7.
2 Дворникова Е.Н. Проблема воспитания толерантности личности через формирование культурной идентичности. //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений ( теория и практика) I ответственный редактор С.К. Бондырева. Сб. научн-метод. ст. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. - С. 50-74.
3 Вебер А.Б. Толерантность в глобальном измерении// Доклад на симпозиуме «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика». 9 апреля 2002 г. - М., 2002.

References
1 Asmolov A.G. On the way to an attitude of tolerance. - M., 2000. - p.7.
2 Dvornikova E.N. The problem of education of the individual tolerance through the formation of cultural identity. II Toler¬ance and formation of tolerant relations (theory and practice). Editor S.K. Bondyreva. M .: Publishing house of the Moscow Psycho¬logical and Social Institute. - Vorogezh: PublisherNGO «MODEK», 2002. - S.50-74.
3 Weber A.B. Tolerance in the global dimension ll Report of the symposium «The public sphere and culture of tolerance: Common Challenges and Russian specificity» April 9, 2002. - M., 2002.

Жүктелулер

Как цитировать

Satybaldina, N. K., & Kamzanova, A. T. (2017). Психологические особенности толерантности учащейся молодежи. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 58(3). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/649