Формирование социальной компетенции будущих педагогов-психологов
Кілттік сөздер:
компетентность, социальная адаптация, воспитание, личность, рефлексивные способности.Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - компетентности современных педагогических кадров. Особое внимание уделено формированию социальной компетенции у будущих педагогов-психологов. Проблема подготовки компетентного специалиста педагога-психолога является актуальной в условиях современного общества. Успешность деятельности педагога-психолога зависит, прежде всего, от высокого уровня развития его личности, способности сопереживать окружающим, через умение продуктивного поведения в трудных ситуациях. В статье показано, что с целью повышения эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов необходимо формирование у них социальной компетенции. Педагог-психолог будет обладать этими значимыми качества, если у него будет сформирована социальная компетенция. Важнейшие условия, которые способствуют формированию социальной компетенции в условиях образовательного учреждения, являются его превращение в открытую социально-педагогическую систему, высокий профессиональный уровень педагогов, а также благоприятный психологический климат в учебном заведении. В учебном заведении должна быть создана такая социальная среда, способствующая формированию у будущих педагогов-психологов, толерантных форм взаимодействия, готовности к пониманию собеседника и умения идти к нему на встречу.
Также в статье был определен комплекс педагогических условий, способствующих формированию социальной компетенции педагогов-психо- логов: обогащение учебного материала по курсам ситуациями социального взаимодействия; применение разнообразных активных методов обучения, направленных на формирование интеллектуально-гностической, эмоционально-рефлексивной и поведенческой составляющих социальной компетенции, которые содействуют соединению теоретических знаний с практическими умениями; реализация программы по формированию социальной компетенции с использованием социально-психологического тренинга; рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студентов, а также возможностей психолого-педагогической практики в развитии готовности будущих педагогов-психологов к продуктивному выполнению социально-ориентированной деятельности и цивилизованному разрешению конфликтов; использование мониторинга как способа контроля динамики формирования социальной компетенции.
В данной статье теоретически обоснованы показатели сформированности социальной компетенции у будущих специалистов: интеллектуально-гностического, эмоционально-рефлексивного, поведенческого.
Библиографиялық сілтемелер
1 http://resteqio.ru/plan-raboty-pedagoga-psikhologa/
2 Дроздикова - Зарипова А.Р.,КалацкаяН.Н. Развитие профессиональных компетенций студентов, будущих школьных психологов I Studia Edukacyjne //Wydawnictwo Naukowe UAM, Poznan, 2013,- Vol.27. - Pp.271-283.
3 Каримова Л.Ш. Сущность социальной компетенции личности II Ученые записки КСГК. Научно-практическое издание. - Казань: Альфа, 2008. - С. 19- 21.
4 Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: Учебное пособие к спецкурсу. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. - 188 с.
5 Бахтеева С.С. Формирование социальной компетентности специалиста в процессе обучения иностранному языку в вузе экономического профиля: авторефератдисс. - Казань, 2001. -20 с.
6 Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. - Ульяновск, 2003. - 207 с.
7 Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения: автореферат дисс. - Ставрополь, 2002. - 18 с.
8 Казанцева О.В. Особенности проведения психологической игры Г.Хорша и ее влияние на развитие социальной компетентности II Социальная психология в семейной терапии. - 1999. -№ 1.-С. 37-41.
9 Данилов С.В. Особенности образовательного процесса как фактор политической социализации учащихся: дне. канд. психол. наук. - Самара, 2003.
10 Лупанова Н.А. Педагогические условия формирования у будущего учителя социальной компетентности: автореферат дисс. канд.пенд.наук. - Тула, 2002. - 19 с.
11 Ткаченко Е.В., Елазунов А.Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. - Чебоксары: Изд.-во Чуваш, ун-та, 2001. - 253 с.
12 Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход II Высшее образование сегодня. - 2004. - №8.
13 Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦПКПС, 2004. - 84 с.
14 Климов Е.А. Писхология: воспитание, обучение: учеб, пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 181 с.
15 http://festival.lseptember.ru/articles/580861/
References
1 http://resteqio.ru/plan-raboty-pedagoga-psikhologa/
2 Drozdikova-Zaripova A.R, Kalazkaya N.N. (2013) Development of professional com-petences of students, future school psychologists/ Studia Edukacyjne //Wydawnictwo Naukowe UAM, Poznan.-Vol.27 P.271-283. (In Poland)
3 Karimova L. W. (2008) The Essence of social competence of personality ll scientific notes XGC. Scientific - practical edi¬tion. -Kazan: Alpha. P.19-21. (InRussian)
4 Basova V. M. (2004) Theory and practice of formation of social competence of personality: a textbook for the course. - Kostroma: KSU. N. And.Nekrasov. P.188. (In Russian)
5 Bakhteeva, S. S. (2001) Formation of social competence of a specialist in the process of foreign language teaching in higher education institution of economic profile: an abstract of the dissertation . - Kazan. P.20. (In Russian)
6 Kalinina N. In., Lukyanova M. I. (2003) Psychological aspects of development of social competence of students. Uly¬anovsk, p. 207. (In Russian)
7 Belotserkovets N. I. (2002) Formation of social competence of children 3-7 years old in an open access educational institu¬tion: dissertation abstract -dissertation. Stavropol, -p. 18. (In Russian)
8 Kazantseva О. V. (1999) Features of psychological games in Horsham and its impact on the development of social compe¬tence ll Social psychology in family therapy. № 1,- P. 37-41.
9 Danilov С. B. (2003) Peculiarities of the educational process as a factor of political socialization of students: Dis.candidate. psychol. Sciences: Samara. (In Russian)
10 Lupanova N. A. (2002) Pedagogical conditions of formation of future teacher’s social competence:the abstract dissertation ofthe candidate.pend.Sciences. Tula. P.14. (InRussian)
11 Tkachenko E. V., Glazunov A. T. (2001) Basic vocational education. Problems of regionalization and development. Che-boksary: Izd.-in Chuvash, University press. P.253. (In Russian)
12 Shadrikov V. D. (2004) New model of the specialist: innovative training and competence approach ll Higher education today. № 8.
13 Verbitsky A. A. (2004) Competence approach and the theory of contextual learning. M.: ICPPS. P.84.
14 Klimov E. A. Pyschology (2000) Education, training. Proc. A manual for students of universities.- M: UNITY/ P.181.
15 http://festival.lseptember.ru/articles/580861/