Сорадование как противоядие от разрушительной зависти
Кілттік сөздер:
чувство сорадования, зависть, общение, младшие школьники.Аннотация
В статье дано теоретическое описание феномена чувства сорадования. Уделено особое внимание чувству со-радования младшего школьника.В наше время существует широко известная норма – «закон доброго отношения к людям», который раскрыва-ется в большинстве разнообразных легенд, притчах, имеющих различные оттенки, но все они говорят о внима-нии друг к другу, умении прощать, приходить на помощь и прочих проявлениях обычной бытовой гуманности.В группе люди учатся понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в выска-зывание.В статье авторами особо выделена зависть. Зависть – это чувство раздражения и досады, неприязни и враждеб-ности, вызванное благополучием, успехом и превосходством другого человека. Завистник видит объект своей зависти победителем, а себя проигравшим, и в этот момент никакие разумные доводы на него не действуют, его охватывают негативные эмоции. Описаны некоторые причины возникновения этого чувства. Природная предоснова зависти – биологическая конкурентность. Один из древнейших механизмов индивидуального вы-живания. Зависть не входит в объяснение мотивов собственного поведения, даже если это единственный мотив. Еще одним отличительным аспектом зависти является то, что это чувство формируется и действует только в социальных ситуациях: завидуют всегда кому-то или чему-то. Детская зависть возникает совершенно непроиз-вольно. Ребенок бывает застигнут ею врасплох, совершенно перед нею беспомощен.Представлены возможности коррекционной работы с чувством зависти посредством развития чувства сорадо-вания. В статье приведен экспериментальный опыт авторов в диагностике чувства сорадования и сделаны соответству-ющие выводы.
Библиографиялық сілтемелер
2. Насретдинова А.Ф. Тренинг общения // Психология в Казахстане, 2008. № 4 (10). – С. 21 – 23.
3. Вагин И.O. Психология зла. Практика решения конфликтов. – Спб.: Питер, 2001. – 192 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, – NPO «MODEK», 1997. - 352 с.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего. – М.: Педагогика, 1986 – 240 с.
6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – Спб.: Питер, 2003. – 512 с.
7. Сухомлинский В.A. O воспитании. – М.: Педагогика, 1979. – 470 с.
8. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М .: EKO, 1999. – 224 с.
9. Бубер М. Два образа веры / Под ред. П.С. Гуревича и др. – М.: Республика, 1995. – 464 с.
10. Бодалев A.A. Воспитание и понимание человека. – М.: МГУ, 1982. – 200 с.
11. Возрастания и педагогическая психология 3-е изд. / Под ред. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепина. – М, 2005. – 320 с.
12. Смирнова E.O. Oбщение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И. Лисиной // Вопросы психоло-
гии, 2009. № 2. – С. 116-126.
1. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnosheniy. – M., 2003. – 400 s.
2. Nasretdinova A.F. Trening obshcheniya // Psikhologiya v Kazakhstanskoy, 2008. № 4 (10). – S. 21 – 23. 3 Vagin I.O. Psikhologiya zla. Praktika resheniya konfliktov. – SPb.: Piter, 2001. – 192 s.
4. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti 2-е izd. / Pod red. D.I. Fel`dshteyna – М.: Institut prakticheskoy psikhologii,– NPO «MODEK», 1997. – 352 s.
5. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego. – М.: Pedagogika, 1986 – 240 s.
6. Rubinshtein S.L. Chelovek i mir. – SPb.: Piter, 2003. – 512 s.
7. Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii. – М.: Pedagogika, 1979 – 470 s.
8. Аbramenkova V.V. Soradovanie i sostradanie v detskoy kartine mira. – М.: EKO, 1999. – 224 s.
9. Buber M. Dva obraza very / Pod red. P.S. Gurevicha i dr. – М.: Respublika, 1995. – 464 s.
10. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka. – М.: МGU, 1982. – 200 s.
11. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya 3-е izd. / Pod red. I.V. Dubrovina, A.M. Prikhozhan, V.V. Zatsepina. – М, 2005.– 320 s.
12. Smirnova E.O. Obshchenie, deyatel`nost` i mezhlichnostnye otnosheniya v kontseptsii M.I. Lisinoy // Voprosy psikhologii, 2009. № 2. – S. 116-126.