Саморегулирование СМИ: потребности и приоритеты
Кілттік сөздер:
медийные технологии, саморегулирование СМИ, современные медиа, социальная ответственность СМИ.Аннотация
В статье рассматривается проблема саморегулирования СМИ на примере отдельных европейских стран. Совокупность медийных технологий в современное время является наиболее влиятельным агентом социализации. В качестве теоретического основания проблемы в статье затрагиваются разнообразные концепции, характеризующие механизмы влияния СМИ на общество (Лазарсфельд П., Ноэлль-Нойман Э., Липпман У. и др). Формирование органов саморегулирования СМИ связано с более тесным сотрудничеством журналистского сообщества с правозащитным сообществом и структурами гражданского общества. Саморегулирование СМИ – это, негосударственная организационная система, обеспечивающая «социальную ответственность» СМИ, т.е. ответственность СМИ за свою деятельность не перед государством на основании закона, а перед обществом на основании этических норм. В статье приводятся примеры регулирования СМИ в Швеции, («Шведский совет прессы»), США («Комиссия по свободе прессы») и Германии («Советы прессы»).
Библиографиялық сілтемелер
2 Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организован- ное социальное действие. пер. с англ. // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. - М: Аванти Плюс, 2004. – С. 138-149.
3 Berelson B., Lazarsfeld P., McPhee
W. Voting: A Study of Opinion Formation in a Presidential Campaign. Chicago: University of Chicago Press, 1954. – 395 p.
4 Левин К. Динамическая психология: Из- бранные труды / под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. – М.: Смысл, 2001. – 576 с.
5 Ноэлль–Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996. – 351 с.
6 Rogers E.M. Diffusion of innovations (4th ed.). – New York: The Free Press, 1995. – 320 р.
7 Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory // Sociology of Mass Communications. / Ed.: McQuail D. – Harmondsworth: Penguin, 1972. – Р. 31-68.
8 Липпман У. Общественное мнение. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.– 384 с.
9 Lasswell H. Propaganda, Communication, and Public Opinion: A Comprehensive Reference Guide. – Princeton: Princeton University Press,1946. – 435 p.
10 Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.
11 McQuail D. Mass Communication Theory. – 3d ed. – London;Thousand Oaks: Sage Publications, 1994. – 416 p.
12 Колдуэлл Б. Ответственность и подот- четность средств массовой информации // Issues of Democracy (in Russian), February 1997. Элек- тронный ресурс: [http: //usinfo.state.Gov/russki/ infousa /media/caldwellrus.htm]
13 Ахметова Л.С., Веревкин А.В., Лифано- ва Т.Ю. Государственная информационная по- литика: взгляд экспертов // Ахметова Л.С. и др. Государственная информационная политика в Казахстане: взгляд в будущее. – Алматы: Типо- графия «ИП Волкова А.В.» – 2010. – С. 125 318.
14 Монахов В. Модели органов саморегули- рования прессы // Актуальные проблемы саморе- гулирования СМИ. – Выпуск 54. – М.:Институт проблем информационного права, 2005. – 628 с.
15 Соболь И. Саморегулирование средств массовой информации: британский опыт // Обсуж- дение проектов закона о СМИ. – М.:Институт про- блем информационного права, 2003. - 464 с.
16 Лучинский Ю. Ньюс-омбудсмены: из истории саморегулирования СМИ // Актуальные проблемы саморегулирования СМИ. – Выпуск 54. – М.: Институт проблем информационного права, 2005. – 628 с.
17 Commission on Freedom of the Press, A Free and Responsible Press: A General Report on Mass Communications — Newspapers, Radio, Motion Pictures, Magazines, and Books. – Chicago: University of Chicago Press,1947. – 97 р.
18 Аксбергер Х. Г. Законы о прессе в Шве- ции // Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). – М.:Галерея, 2000. – С. 125-130.
19 Коливер С. Сравнительный анализ зако- нодательства о прессе в европейских демокра- тиях // Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). – М.: Галерея, 2000. – С. 187-210.