Европейское пространство высшего образования и приоритеты Болонского процесса в Казахстане. Жоғары білім берудің еуропалық кеңістігі және Қазақстандағы Болон үдерісінің басымдықтары.

Авторлар

  • T. Y. Lifanova Казахский национальный университет им. аль-Фа ра би, Республика Казахстан. г. Алматы
  • A. V. Verevkin Казахский национальный университет им. аль-Фа ра би, Республика Казахстан. г. Алматы
        52 22

Кілттік сөздер:

высшее образование, Болонский процесс, качество образования, интеграция. жоғары білім беру, Болон үрдісі, білім сапасы, интеграция.

Аннотация

Интерес Казахстана в присоединении к Болонскому процессу состоит в перспективе модернизации национальной системы образо­вания, повышения ее конкурентоспособности перед вызовами глоба­лизации, и постепенное, поэтапное внедрение и адаптация отдельных компонентов является наиболее подходящей стратегией включения казахстанского образования в европейское образовательное прост­ранство. При реализации основных положений Болонского процесса все страны Европы сталкиваются с различного рода трудностями, ко­торые связаны со степенью корреляции национальных моделей с об­щеевропейским идеалом, а также с выбором применяемых подходов. Активное включение Казахстана в европейскую интеграцию де­ лает перспективным изучение опыта западноевропейских стран, инициировавших данный процесс. В каждой из стран­участниц от­мечается применение собственных подходов к решению проблем интеграции образования, которые характеризуются различнойсте­ пенью сочетания общеевропейского и национального компонентов в реформировании высшего образования. Болон үрдісіне қосылуындағы Қазақстанның мүддесі ұлттық бі­ лім беру жүйесін жаңарту, оның жаһандану талаптарына сәйкес бә­секелестікке қабілеттілігін жоғарылату, жеке компоненттерді сатылы енгізу мен бейімдеу арқылы қазақстандық білім беру жүйесінің еуро­палық білім беру кеңістігіне енуімен айқындалады. Болон үрдісінің негізгі ережелерін жүзеге асыру негізінде Еуропаның барлық елдері ұлттық үлгілердің жалпыеуропалық идеалмен өзара сәйкестендіру деңгейімен, сонымен қатар, бағыттарды таңдау барысында белгілі бір қиыншылықтармен кездеседі. Қазақстанның еуропалық интеграциялануы аталмыш үрдісті бас­ таған батыс еуропалық елдердің тәжірибесін зерттеу қажеттілігін айқындайды. Әрбір қатысушы елдің жоғары білім беруді қайта құ­ руда жалпыеуропалық және ұлттық компоненттердің өзара жинақта­ луының ерекшеліктері бар.

Библиографиялық сілтемелер

1. Реализация Болонского процесса в странах Tempus (2012). – Брюссель, 2012. – Выпуск 9. – С. 51-57.
2. Болонский про цесс: итоги десятилетия / Под ред. В.И. Бай денко. – Изд. 2-е, дополн. – М.: На циональный исследо-вательский технологический университет «МИСиС» Институт качества высшего образования, 2011.– 446 с.
3. Gross M. Verbindung von Evaluations- und Akkreditierungsverfahren. – Technische Fachhochschule Berlin // Evaluation und Akkreditierung: bluffen – vereinheitlichen – profilieren? // Beitrage zur Hochschulpolitik. – Bonn, 2004.
4. Berning E. Juniorprofessuren // Studer Th. (Hrsg.) Erfolgreiche Leitung von Forschungsinstituten, Hochschulen und Stif-hingen. Management, Finanzen, Personal und Recht in der Praxis fur Wissenschaftseinrichtungen. – Hamburg, 2002.
5. Bornmann L., Enders J. Was lange wahrt, wird endlich gut: Promotionsdauer an bundesdeutschen Universitaten // Beitrage zur Hochschulforschung. – Heft 1.-24. Jahrgang. – Miinchen, 2002.
6. Studer Th. Erfolgreiche Leitung von Forschungsinstituten, Hochschulen und Stifhingen. – Hamburg, 2002.
7. Schwarz S. Auf dem Weg zu mehr Transparenz und Flexibilitat: Credit-Systeme an deutschen Hochschulen // Welbers U. (Hrsg.) Studienreform mit Bachelor und Master. Gestufte Studiengange des Lehrens und Lemens an Hochschulen. – 1. Aufl-Lucherhand, 2001.
8. Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования го сударств-участников СНГ в контексте Бо лонского процесса: итоговый аналит. докл.= Tendencies towards renovation of higher education; systems and educational standards of the CIS countries within the context of the Bologna process. – М.: ИЦПКПС, 2006. – 158 с.
9. The Bologna Process: Trends 2010 – A decade of change in European Higher Education – http://www.iu.qs.com/2010/07/27/ the-bologna-process-trends-2010-%E2 %80 %93-a-decade-of-change-in-european-higher-education/

1. Realizaciyа Bolonskogo processa v stranah Tempus (2012). – Bryussel, 2012. – Vypusk 9. – S. 51-57.
2. Bolonskiy process: itogi desyatiletiya / Pod red. V.I. Baydenko. Izd. 2-e dopoln. – M.: Nacionalnyy issledovatelskiy tehno-
logicheskiy universitet «MISiS» Institut kachestva vysshego obrazovaniya, 2011.– 446 s.
3. Gross M. Verbindung von Evaluations- und Akkreditierungsverfahren. – Technische Fachhochschule Berlin // Evaluation
und Akkreditierung: bluffen – vereinheitlichen – profilieren? // Beitrage zur Hochschulpolitik. – Bonn, 2004.
4. Berning E. Juniorprofessuren // Studer Th. (Hrsg.) Erfolgreiche Leitung von Forschungsinstituten, Hochschulen und Stif-
hingen. Management, Finanzen, Personal und Recht in der Praxis fur Wissenschaftseinrichtungen. – Hamburg, 2002.
5. Bornmann L., Enders J. Was lange wahrt, wird endlich gut: Promotionsdauer an bundesdeutschen Universitaten // Beitrage
zur Hochschulforschung. – Heft 1.-24. Jahrgang. – Miinchen, 2002.
6. Studer Th. Erfolgreiche Leitung von Forschungsinstituten, Hochschulen und Stifhingen. – Hamburg, 2002.
7. Schwarz S. Auf dem Weg zu mehr Transparenz und Flexibilitat: Credit-Systeme an deutschen Hochschulen // Welbers
U. (Hrsg.) Studienreform mit Bachelor und Master. Gestufte Studiengange des Lehrens und Lemens an Hochschulen. – 1. Aufl-
Lucherhand, 2001.
8. Tendencii obnovleniya sistem i obrazovatelnyh standartov vysshego obrazovaniya gosudarstv-uchastnikov SNG v kon-
tekste Bolonskogo processa: itogovyy analit. dokl.= Tendencies towards renovation of higher education; systems and educational
standards of the CIS countries within the context of the Bologna process. – М.: ITsPKPS, 2006. – 158 s.
9. The Bologna Process: Trends 2010 – A decade of change in European Higher Education – http://www.iu.qs.com/2010/07/27/
the-bologna-process-trends-2010-%E2 %80 %93-a-decade-of-change-in-european-higher-education/

Жүктелулер

Жарияланды

2015-01-04

Как цитировать

Lifanova, T. Y., & Verevkin, A. V. (2015). Европейское пространство высшего образования и приоритеты Болонского процесса в Казахстане. Жоғары білім берудің еуропалық кеңістігі және Қазақстандағы Болон үдерісінің басымдықтары. ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 53(2). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/240