Мониторинг социально-культурной компетенции учителей в мультикультурной среде (научно-исследовательский проект). Мульти мәдениеттік ортадағы мұғалімдердің әлеуметтік-мәдени құзыреттілігінің мониторингі (ғылыми-зерттеу жобасы)

Авторлар

  • I. Koleva Sofia University St. Kliment Ohridski
  • P. Makariev Sofia University St. Kliment Ohridski
        35 22

Кілттік сөздер:

компетентность, мультикультурная среда, мотивация, преподаватели. құзыреттілік, мультимәдениеттік орта, ұстаздар.

Аннотация

Данная статья посвящена изучению разработки объективных критериев компетентности деятельности преподавателей, рабо-тающих в мультикультурной среде. Данные критерии позволяют из-мерить прогресс образовательной интеграции, что, в свою очередь обеспечивает обратную связь об эффективности политики в этой области. Кроме того, речь идет о том, что существуют определен-ные трудности в мотивации преподавателей, работающих с детьми и студентами из этнических меньшинств. В частности, говорится о риске «коммерционализации» мотивации персонала, работающего в поликультурной среде, т.е. не об их готовности к повышению своей компетентности, а об их ориентированности на получение дополни-тельного вознаграждения за свою работу. Освещается опыт прове-дения подобного рода работы в многонациональной Болгарии. Бұл мақала көп мәдениеттік ортада өз қызметін арқаратын мұ-ғалімдердің іс-әрекетінің құзыреттілігін бағалайтын критерийлерді жасауды зерттеуге арналған. Бұл критерийлер білім берудегі интег-рациялану прогресін өлшеуге, яғни осы саладағы жүргізіліп отыры-латын саясаттың тиімділігін анықтауға мүмкіндік береді. Сонымен қатар, ұлттық азшылықтан шыққан балалар мен студенттермен жұ-мыс жасайтын ұстаздардың мотивациясында болатын белгілі қиын-дықтар туралы айтылады. Мысалға, осы қызметкерлердің мотива-циясындағы «коммерционализация», яғни олардың өз құзыреттілігін жетілдіруге емес, өз еңбегі үшін қосымша жалақы алуға бағытталған-дығы туралы айтылады. Көпұлттық Болгарияда осындай жұмыстың атқару тәжірибесі ашылды.

Библиографиялық сілтемелер

1. Indicators for assessing the educational integration of children from ethnic minorities. Guidelines. Sofia, DG «Expert Analy-sis», Ministry of Education and Science (MES), 2007.
2. Instruction N°1 on conducting supervisory activities in the public education system (17 February, 1995).
3. National Program for the development of school and pre-school education (2006 - 2015). State Gazette, Issue 50, 20.06.2006.
4. Project «Modernization of Education,» subcomponent «Inspection». School Inspection Framework. AzBuki, Issue 5, 4 - 10 February 2004.
5. Template job description for the position of «Principal» of a public school, Sofia, MES, 2003.
6. Taylor, C. «The Politics of Recognition,» in: Gutman, E.(ed.) Multiculturalism, Sofia, Critique and Humanism, 1999.
7. Template job description for the position of «primary school teacher», Sofia, MES, 1998.
8. Template job description for the position of «school teacher», Sofia, MES, 1998.
9. Chavdarova-Kostova, S., P. Makariev, L. Dragoeva, «Criteria for assessing the quality of educational work in a multicultural school environment» in: Makariev, P., Y. Totseva, I. Ivanov (ed.) Diversity Without Borders, Veliko Tarnovo, Faber, 2008.
10. Court, D. Foolish Dreams in a Fabled Land: Living Co-Existence in an Israeli Arab School. Curriculum Inquiry, summer 2006, Vol. 36, Issue 2.
11. Rey, M. Between Memory and History. A word about intercultural education, European Journal of Intercultural Studies, Vol. 7, No 1, 1996.
12. Stearns, E. Glennie, E. J. When and Why Dropouts Leave High School. Youth & Society, Sep2006, Vol. 38 Issue 1.
13. UNESCO Guidelines on Intercultural Education, Paris, UNESCO, 2006.

Жүктелулер

Жарияланды

2015-06-19

Как цитировать

Koleva, I., & Makariev, P. (2015). Мониторинг социально-культурной компетенции учителей в мультикультурной среде (научно-исследовательский проект). Мульти мәдениеттік ортадағы мұғалімдердің әлеуметтік-мәдени құзыреттілігінің мониторингі (ғылыми-зерттеу жобасы). ҚазҰУ Хабаршысы. Психология және әлеуметтану сериясы, 52(1). вилучено із https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/197

Шығарылым

Бөлім

Article foreign colleagues