The psychological problems of teenagers with addictive behaviour: the role of life meaning strategies

Авторы

  • S. К. Berdibayeva Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби
  • А. М. Mayemirov Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова
  • А. L. Garber еабилитационная клиника “Reinhardshöhe”
  • F. A. Sakhiyeva Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова
  • А. T. Utebayeva Международный гуманитарно-технический университет
  • S. К. Berdibayev Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v70.i3.07
        295 174

Аннотация

Существуют различные формы зависимостей, которым подвержены подростки. Подростковые годы – это этап в жизни, когда физические и гормональные изменения влияют на область принятия решений человеком. В это время подростки соблазняются и экспериментируют наркотиками и другими опасными привычками. Результаты показывают, что следует обратить внимание на то, что подростки думают о своем будущем. В целом, это исследование показывает, что существуют значительные различия как с точки зрения индивидуальных показателей, так и с точки зрения смысло-жизненных и ценностных ориентаций в структуре личных жизненных планов подростков с зависимым поведением и подростков, не склонных к зависимому поведению. Этот результат может указывать на то, что психологические аспекты личных жизненных планов подростков влияют на развитие аддиктивного поведения. Ценности общения: мужество в защите своего мнения, честность и осторожность важнее для подростков контрольной группы, чем для подростков с зависимым поведением. В смыслово-жизненных ориентациях и ценностях подростка, не склонного к аддиктивному поведению, центральное место занимает сильная воля как ценность – средство достижения цели, на втором месте можно выделить важность взаимосвязи инструментальнной ценности и ответственности. Результаты исследования могут быть в дальнейшем использоваться в проведении эффективной профилактической и психокоррекционной работы с подростками. Проведенное исследование показало, что психокоррекционная работа должна строиться с учетом формирования личных жизненных планов подростков. Выявленные характеристики личных жизненных планов для подростков, склонных к аддиктивному поведению, могут использоваться в целях психодиагностики при проведении комплексного судебного, психопсихиатрического обследования или судебно-психиатрической экспертизы.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, жизненные ориентации, ценности.

Биографии авторов

S. К. Berdibayeva, Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

доктор психологических наук, профессор

А. М. Mayemirov, Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова

доктор PhD, профессор

А. L. Garber, еабилитационная клиника “Reinhardshöhe”

доктор PhD, профессор, Р

F. A. Sakhiyeva, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова

доктор PhD, ассоциированный профессор 

А. T. Utebayeva, Международный гуманитарно-технический университет

старший преподаватель

S. К. Berdibayev, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

старший преподаватель

Загрузки

Как цитировать

Berdibayeva S. К., Mayemirov А. М., Garber А. L., Sakhiyeva, F. A., Utebayeva А. T., & Berdibayev S. К. (2019). The psychological problems of teenagers with addictive behaviour: the role of life meaning strategies. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 70(3), 64–73. https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v70.i3.07

Выпуск

Раздел

Статьи зарубежных коллег