The psychological problems of teenagers with addictive behaviour: the role of life meaning strategies

Авторы

  • S. К. Berdibayeva Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби
  • А. М. Mayemirov Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова
  • А. L. Garber еабилитационная клиника “Reinhardshöhe”
  • F. A. Sakhiyeva Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова
  • А. T. Utebayeva Международный гуманитарно-технический университет
  • S. К. Berdibayev Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v70.i3.07
        208 120

Аннотация

Существуют различные формы зависимостей, которым подвержены подростки. Подростковые годы – это этап в жизни, когда физические и гормональные изменения влияют на область принятия решений человеком. В это время подростки соблазняются и экспериментируют наркотиками и другими опасными привычками. Результаты показывают, что следует обратить внимание на то, что подростки думают о своем будущем. В целом, это исследование показывает, что существуют значительные различия как с точки зрения индивидуальных показателей, так и с точки зрения смысло-жизненных и ценностных ориентаций в структуре личных жизненных планов подростков с зависимым поведением и подростков, не склонных к зависимому поведению. Этот результат может указывать на то, что психологические аспекты личных жизненных планов подростков влияют на развитие аддиктивного поведения. Ценности общения: мужество в защите своего мнения, честность и осторожность важнее для подростков контрольной группы, чем для подростков с зависимым поведением. В смыслово-жизненных ориентациях и ценностях подростка, не склонного к аддиктивному поведению, центральное место занимает сильная воля как ценность – средство достижения цели, на втором месте можно выделить важность взаимосвязи инструментальнной ценности и ответственности. Результаты исследования могут быть в дальнейшем использоваться в проведении эффективной профилактической и психокоррекционной работы с подростками. Проведенное исследование показало, что психокоррекционная работа должна строиться с учетом формирования личных жизненных планов подростков. Выявленные характеристики личных жизненных планов для подростков, склонных к аддиктивному поведению, могут использоваться в целях психодиагностики при проведении комплексного судебного, психопсихиатрического обследования или судебно-психиатрической экспертизы.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, жизненные ориентации, ценности.

Биографии авторов

S. К. Berdibayeva, Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

доктор психологических наук, профессор

А. М. Mayemirov, Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова

доктор PhD, профессор

А. L. Garber, еабилитационная клиника “Reinhardshöhe”

доктор PhD, профессор, Р

F. A. Sakhiyeva, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова

доктор PhD, ассоциированный профессор 

А. T. Utebayeva, Международный гуманитарно-технический университет

старший преподаватель

S. К. Berdibayev, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

старший преподаватель

Загрузки

Опубликован

2019-11-13

Как цитировать

Berdibayeva S. К., Mayemirov А. М., Garber А. L., Sakhiyeva, F. A., Utebayeva А. T., & Berdibayev S. К. (2019). The psychological problems of teenagers with addictive behaviour: the role of life meaning strategies. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 70(3), 64–73. https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v70.i3.07

Выпуск

Раздел

Статьи зарубежных коллег