Еducation and social reproduction: the impact of social backgroung on educational choice of youth
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.019Аннотация
Получение высшего образования становится неотъемлемой стадией жизненного цикла современной казахстанской молодежи, что в определенной мере обусловлено тем, что образование занимает важную роль в формировании конкурентоспособности молодого специалиста. В период независимости Кaзaхcтaн нe только инcтитуционaльно трaнcформировaл рынок обрaзовaтeльных уcлуг, но и провeл знaчитeльныe количественные и качественные реформы. Современная молодежь имеет широкий спектар выбора в образовательном пространстве, но тем не менее согласно данным «АО Информационно-аналитического центра», из общего числа выпускников вузов, принятых на работу только 12% устраиваются по специальности. Несмотря на расширение возможностей, влияющих на государственное регулирование в обеспечении рынка труда востребованными специалистами, практика успешного трудоустройства связана не только с получением высшего образования, а во многом обусловлена образовательными и профессиональными устремлениями самой молодежи. В связи с этим, значимость исследования факторов, которые являются важными для молодежи в выборе высшего образования актуализируется. Социологическое исследование профессиональных ориентаций молодежи в выборе высшего образования во всей ее многогранности открывает новые возможности и перспективы для их прогнозирования и регулирования в соответствии с запросами экономики. В данной статье представлены результаты изучения полного процесса выбора высшего образования начиная от образовательных планов до выбора вуза и специальности на основе проведенного исследования среди старшеклассников и их родителей.
Ключевые слова: высшее образование, выбор профессии, рейтинг университета, образовательные планы, уровень образования родителей, профессиональные устремления выпускников школ, значимость высшего образования.