Методологические подходы в изучении социокультурной реальности в зеркале казахстанского кино

Авторы

  • Б. Н. Кылышбaевa Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби
  • О. М. Борецкий Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.014
        71 58

Аннотация

В статье рассматриваются методологические основы исследование кинематографа в контексте трансформации культурно-исторической среды, при выделении герменевтического комментирования важнейших фактов развития казахстанского кино. Различные аспекты исследования феномена киноискусства как нового способа освоения социальной действительности являются проблемными полями научного поиска многочисленных направлений гуманитарных знаний. Социо-культурологический спектр проблем исследования кинематографа выдвигает проблему взаимосвязи развития кинематографа с историко-культурными изменениями, происходившими в обществе, с учетом влияния смены социально-исторических формаций на формирование особенностей общества и восприятия кинематографа. В течение прошлого столетия произошел переход от классической просветительской культуры к господству компенсаторно-развлекательных функций, носителем которых была культура массовая, к которой относится кинематограф. Анализ кино непременно должен быть одновременно и анализом общества, так как излишняя концентрация на форме и эстетике кино, ведет к отрыву от социального контекста и как следствие к односторонности и искажениям социальной действительности. В условиях глобализации казахстанское общество переживает трансформацию ценностей, пересматриваются существующие модели социального поведения. Становление постинформационного пространства, спровоцировавшее ситуацию так называемой «нулевой» степени культуры, сформировало новую систему восприятия социокультурной реальности. Современная аудиовизуальная культура, приобретает определяющий статус в аспекте формирования социально валидной личности. Рассмотрение кинематографа под социологическим углом зрения позволяет поставить новые вопросы о роли казахстанского  кинематографа как о двусторонней коммуникации,  позволяющей выявить и описать не только художественные особенности процесса развития кинематографа, но и социокоммуникативные аспекты его влияния на общество.

Ключевые слова: Модернизация общественного сознания, позитивная мифология, массовая культура коллективное бессознательное, архетипы, национальная идея, культурные коды, кинематограф

Биографии авторов

Б. Н. Кылышбaевa, Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

доктор соц.нaук, доцент

О. М. Борецкий, Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

кандидат философских наук, доцент

Загрузки

Как цитировать

Кылышбaевa Б. Н., & Борецкий, О. М. (2019). Методологические подходы в изучении социокультурной реальности в зеркале казахстанского кино. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 69(2), 143–151. https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.014