Research of procrastination in connection with students’ personal characteristics (on the example of Kazakhstan)
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.06Аннотация
Студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, в течение которого он определяется со своим профессиональным выбором, обретает чувства взрослости и идентичности, планирует свое будущее. Значимыми являются учебные и профессиональные достижения, которые укрепляют веру в себя и свою способность к продуктивной деятельности. Однако препятствием для таких достижений может стать прокрастинация, при которой человек откладывает до момента «дедлайна» самые важные и актуальные дела и задачи, а также принятие решений. Негативные последствия выражаются не только в снижении успешности, продуктивности личности и в препятствиях ее развития, как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях собственного неуспеха, чувства вины, неудовлетворенности результатами своей деятельности. В связи с этим возникают вопросы: что именно влияет на возникновение прокрастинации у студентов, связаны ли с ней личностные характеристики самих студентов? Данное исследование направлено на то, чтобы найти ответы на данные вопросы. Целью исследования было теоретическое и эмпирическое исследование особенностей прокрастинации у студентов с различными личностными характеристиками. Мы выдвинули следующую гипотезу: существует взаимосвязь между уровнем прокрастинации у студентов и их личностными характеристиками. Для исследования мы использовали следующие методики: «Общая шкала прокрастинации (GPS)»; «Шкала оценки прокрастинации для студентов (PASS)»; «Тест Большая пятерка (Big five)»; «Шкала академической мотивации (ШАМ)».
В ходе проведенной работы была выявлена положительная корреляция между уровнем прокрастинации и экстернальной мотивацией личности. Такая же связь была выявлена между прокрастинацией и амотивацией. Обнаружено, что у экстравертов уровень прокрастинации выше, а те студенты, кто умеет организовывать свою деятельность, не имеют склонности к прокрастинации. Результаты данного исследования могут быть использованы в деятельности педагогов и психологов для работы с прокрастинацией у лиц студенческого возраста.
Ключевые слова: прокрастинация, мотивация, экстраверсия, интроверсия