Research of procrastination in connection with students’ personal characteristics (on the example of Kazakhstan)

Авторы

  • I. K. Kairatova Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби
  • S. K. Kudaibergenova Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.06
        173 102

Аннотация

Студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, в течение которого он определяется со своим профессиональным выбором, обретает чувства взрослости и идентичности, планирует свое будущее. Значимыми  являются  учебные  и  профессиональные  достижения,  которые укрепляют веру в себя и свою способность к продуктивной деятельности. Однако  препятствием  для  таких  достижений  может  стать  прокрастинация, при  которой  человек  откладывает  до  момента «дедлайна»  самые  важные  и актуальные дела и задачи, а также принятие решений. Негативные последствия  выражаются  не  только  в  снижении  успешности, продуктивности личности и в препятствиях ее развития, как в учебной, так и в профессиональной  среде,  но  и  в  острых эмоциональных  переживаниях собственного  неуспеха,  чувства  вины,  неудовлетворенности  результатами своей  деятельности.  В  связи  с  этим возникают вопросы: что именно влияет на возникновение прокрастинации у студентов,  связаны  ли  с  ней  личностные характеристики самих студентов? Данное исследование направлено на то, чтобы найти ответы на данные вопросы. Целью исследования было теоретическое и эмпирическое исследование особенностей прокрастинации у студентов с различными личностными характеристиками. Мы выдвинули следующую гипотезу: существует взаимосвязь между уровнем прокрастинации у студентов и их личностными характеристиками. Для исследования мы использовали следующие методики: «Общая шкала прокрастинации (GPS)»; «Шкала оценки прокрастинации для студентов (PASS)»; «Тест Большая пятерка (Big five)»; «Шкала академической мотивации (ШАМ)».

В ходе проведенной работы была выявлена положительная корреляция между уровнем прокрастинации и экстернальной мотивацией личности. Такая же связь была выявлена между прокрастинацией и амотивацией. Обнаружено, что у экстравертов уровень прокрастинации выше, а те студенты, кто умеет организовывать свою деятельность, не имеют склонности к прокрастинации. Результаты данного исследования могут быть использованы в деятельности педагогов и психологов для работы с прокрастинацией у лиц студенческого возраста.

Ключевые слова: прокрастинация, мотивация, экстраверсия, интроверсия

Биографии авторов

I. K. Kairatova, Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

Преподаватель кафедры общей и прикладной психологии

S. K. Kudaibergenova, Кaзaхский нaционaльный университет им. aль-Фaрaби

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии

Загрузки

Как цитировать

Kairatova, I. K., & Kudaibergenova, S. K. (2019). Research of procrastination in connection with students’ personal characteristics (on the example of Kazakhstan). Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 69(2), 44–52. https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v69.i2.06