Молодежные практики в выборе высшего образования

Авторы

  • Меруерт Какпанбаевна Шнарбекова
  • Гульмира Сериковна Абдирайымова
        62 36

Аннотация

Данная статья посвящена анализу социальных практик в сфере высшего образования, сложившихся в постсоветский период в странах Центральной Азии, в частности в Казахстане. Авторы связывают эти практики с реакцией системы образования на трансформацию условий ее функционирования после распада Советского Союза. Высшее образование стран Центральной Азии претерпело большие изменения: децентрализацию и расширение экономической свободы учебных заведений (Казахстан); консолидацию ресурсов и приспособление к новым условиям рынка труда (Таджикистан); сохранение положительного опыта и попытку внедрения европейских стандартов (Кыргызстан); введение системы жёсткого контроля бюджета вузов (Узбекистан). Стратегия в системе высшего образования в Казахстане и Кыргызстане была направлена на ее «внутреннее и внешнее» расширение, тогда как Узбекистан и Таджикистан поддерживают развитие гибкой системы профессионально-технического образования, основанного на спрос. Распад советской системы существенно повлиял на Казахстан: разрыв многочисленных связей с ведущими бывшими советскими вузами повлек за собой необратимые процессы в изменении всей инфраструктуры высшей школы страны. Огромное негативное влияние оказало тяжелое, на тот момент, социально-экономическое положение республики. В статье анализируются молодежные практики в выборе высшего образования, сложившиеся в независимом Казахстане. Представлены основные результаты качественного исследования.
Ключевые слова: высшее образование, молодежные практики, экономические барьеры, выбор высшего образования, профессиональный выбор.

Загрузки

Опубликован

2017-12-11

Как цитировать

Шнарбекова, М. К., & Абдирайымова, Г. С. (2017). Молодежные практики в выборе высшего образования. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 62(3). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/794