Перспективы применения теории совместно-диалогической познавательной деятельности С.М.Джакупова в исследовании художественного восприятия

Авторы

  • А. Б. Валиева
  • Е. В. Паевская
        65 57

Аннотация

Художественные произведения используются в разных областях практической психологии. Недостатками большинства трактовок понятия «художественное восприятие», на основании которого и строится работа с произведениями искусства, являются односторонность взгляда на процесс восприятия, рассмотрение его только в качестве акта мышления и только в направлении «передающий субъект-воспринимающий субъект». Теория С.М. Джакупова лишена данного недостатка, поскольку рассматривает взаимодействие двух субъектов как диалогическое, двустороннее. В статье в обобщенном виде представлены положения теории, применяемые в отношении стадий художественного восприятия. Приведены результаты анализа данных, полученных во время исследования художественного восприятия молодых людей художественного фильма «День сурка». Исследование проведено посредством применения методов анкетирования, сравнения, анализа, синтеза. Выводом проведенной работы является возможность сопоставления этапов развития совместно-диалогической познавательной деятельности со стадиями художественного восприятия. В данной работе была впервые осуществлена попытка применить теорию С.М. Джакупова в области художественного восприятия, что дает возможность, с одной стороны, говорить об универсальности данной теории, а с другой стороны, открывать перспективы для дальнейшей разработки данного вопроса в практической психологии.

Ключевые слова: художественное восприятие, художественное произведение, познавательная деятельность, реципиент, автор.

Загрузки

Опубликован

2017-12-11

Как цитировать

Валиева, А. Б., & Паевская, Е. В. (2017). Перспективы применения теории совместно-диалогической познавательной деятельности С.М.Джакупова в исследовании художественного восприятия. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 62(3). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/789