Академическая мобильность в Казахстане: практика и расширение возможностей
Ключевые слова:
Болонский процесс, интеграция, реформы образования, экспертное интервью.Аннотация
В настоящее время Болонский процесс является основным механизмом
реформы высшего образования в Европе, равно как и интеграционным
начинанием. Задача процесса – создание европейского пространства высшего
образования, что приведет к возникновению поистине панъевропейского
интеграционного проекта в этой области. При реализации основных положений
Болонского процесса все страны Европы сталкиваются с различного рода
трудностями, которые связаны со степенью корреляции национальных моделей
с общеевропейским идеалом, а также с выбором применяемых подходов.
В настоящее время практически все 139 университетов Казахстана, среди
которых есть национальные, государственные и частные, следуют принципам
Болонской декларации. Следовательно, пребывание казахстанской вузовской
системы в европейском образовательном пространстве длится более 20-
ти лет. В статье представлены некоторые результаты социологического
исследования «Болонский процесс глазами экспертов», проведенного в мае
2015 г. Целью экспертного опроса «Болонский процесс глазами экспертов»,
является описание состояния, а также характера реализации Болонского
процесса в системе высшего образования Казахстана с позиции экспертов.
В процессе интеграции Казахстанских вузов и науки в международное
образовательное пространство очень важное место отводится академической
мобильности студентов и преподавателей, которая, как ожидается, будет
способствовать формированию качественно новых трудовых ресурсов,
способных занять достойное место на мировом рынке труда, так и существенно
повлиять на качество трудовых ресурсов национальной экономики. Таким
образом, академическая мобильность существенно способствует повышению
доступности, качества и эффективности образования, является важным
инструментом формирования глобального образовательного пространства и
обеспечения мобильности человеческого капитала.
Статья подготовлена в рамках проекта 1885/ГФ4 «Интеграция Казахстана
в единое европейское образовательное пространство: реализация параметров
Болонского процесса».
Библиографические ссылки
2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход. / под науч. ред. В.И. Байденко. – М.,
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.
3. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. – 379 с.
4. Реализация Болонского процесса в странах Tempus (2012). – Брюссель, 2012. – Выпуск 9. – Брюссель: Исполнитель-
ное агентство по вопросам образования, культуры и аудиовизуальным средствам. – 90 с.
5. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для
практических действий – Алматы, 2009 – 120 с.
References
1. Barco Y.A. From the European idea to the united Europe. – M .: Delovayaliteratura, 2003. – 464 p.
2. Bologna process: learning outcomes and competence-based approach. / Under scienti捯c. ed. V.I. Baydenko. – M., Research
center of problems of quality of specialists, 2009. – 536 p.
3. Bologna Process: Midway / Under scienti捯c. Ed. V.I. Baydenko. – M .: Research center of problems of quality of specialists,
Russian New University, 2005. – 379 p.
4. The implementation of the Bologna Process in the Tempus countries (2012). – Brussels, 2012. Vol. 9. – Brussels: Executive
Agency for Education, Culture and Audiovisual. – 90 p.
5. Reform of higher education in Kazakhstan and the Bologna Process: information materials for practical action – Almaty,
2009 – 120 p.