Психодиагностическое исследование диады «Мать-ребенок»: пренатальный и постнатальный периоды

Авторы

  • R. Sh. Sabirova Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганды
        56 40

Ключевые слова:

беременность, пренатальный период, постнатальный период, алекситимия, новорожденный, импритинг, личностные особенности.

Аннотация

Настоящая научная статья посвящена исследованию субъектов диады «мать-ребенок» в пренатальный и постнатальный периоды. Целью исследования является изучение специфики пренатального и постнатального периодов, в частности, исследование сосредоточено на личностных психологических особенностях беременных женщин: интенсивности неврозов, соматическом состоянии, уровне готовности к материнству, процессе родов, отношении к грудному вскармливанию новорожденного, а также уровне адаптации новорожденного в первые дни внеутробной жизни. В основе исследования лежит необходимость изучения психологических особенностей эмоционального отношения женщины к факту собственной беременности и воспроизводства потомства. Актуальность выбранной темы обусловлена современной тенденцией трансформации традиционных общечеловеческих ценностей, в частности, широкое распространение случаев прерывания беременности, отказа от новорожденных. Подобное положение вещей может объяснить с позиции неудовлетворенности отношений в семье, недостаточной психопрофилактической работой в учреждениях женского здравоохранения, малой распространенностью полноценных программ психологического сопровождения беременных, отсутствием в культуре беременности интереса к курсам дородовой подготовки и другими причинами.

Практическая составляющая данного исследования предполагает применение психологических методов наблюдения и сопровождения испытуемых беременных в процессе родоразрешения, в ходе которого оценивались стадии импринтинга и психофизиологические показатели новорожденных в течение первых трех суток жизни посредством анализа «истории развития новорожденного». В рамках научной статьи были применены такие методики как опросник «Количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной и роженицы», Госпитальная Шкала тревоги и депрессии HADS, Торонская алекситимическая шкала (TAS), методика определения уровня личностной тревожности и реактивной тревожности Ч.Д. Спилберга, рисуночные тесты «Мой малыш», «Мои роды», корреляционный анализ.

В исследовании приняли участие 50 женщин на разных сроках беременности. Выборка разделилась на две группы, различающиеся выявленными количественными и качественными показателями: первую группу составили женщины с повышенным уровнем риска возникновения проблем психосоматической природы во время беременности (48% испытуемых); вторую (26%) - женщины с минимальным риском развития подобных осложнений. Контрольную группу составили 26% испытуемых.

Библиографические ссылки

Литература
1 Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. - Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. - 350 с. ISBN5-98157-003-2
2 Толокнеева Е.И. Формирование осознанного родительства молодежи средствами пренатальной педагогики II Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2014. - № 5(44). - С. 141-145.
3 Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Питер, 2010. - 234 с.
4 Коваленко Н.П. Десять лет развития перинатальной психологии в России II Перинатальная психология и психология родительства. - 2004. - №2.
5 ИглинаН.Г., Магденко О.В., Конах Д.В. Перинатальная психология: Электронный учебник. - Новосибирск: НГПУ, ИЕСЭН - ФГУП-НТЦ «Информ-Регистр», 2006. - № 8795.
6 Шкуротенко О.С. Влияние психологических особенностей беременной женщины на психосоматические показатели новорожденного// Вектор науки ТГУ. -№4(18).-2011.-С. 396-401.

References
1 Abramchenko V.V., Kovalenko N.P. (2004) Perinatalnaya psikhologiya: teoriya, metodologiya, opyt. - Petrozavodsk: IN- TELTEC, 2004. - 350 s. ISBN 5-98157-003-2
2 Tolokneeva E.I. (2014) Formirovanie osoznannogo roditelstva molodezhi sredstvami prenatalnoi pedagogiki ll Vest- nikSevero-Kavkazskogo federalnogo universiteta, 2014. - #5 (44), s.141-145
3 Dobryakov I.V. (2010) Perinatalnaya psikhologiya. - SPb.: Piter, 2010. - 234 s.
4 Kovalenko N.P. (2004) Desyat let razvitiya perinatalnoi psikhologii v Rossii ll Perinatalnaya psikhologiya I psikhologiya roditelstva, 2004. - №2.
5 Iglina N.G., Magdenko O.V., Konakh D.V. (2006) Perinatalnaya psikhologiya: Electronnyi uchebnik. - Novosibirsk: NGPU, IESEN - FGUP-NTC «Inform-registr», 2006 - #8795
6 Shkurotenko O.S.(2011) Vliyanie psikhologicheskikh osobennostei beremennoi zhenschiny na psikhosomaticheskie poka- zateli novorozhdennogo // Vectornauki TGU. #4 (18), 2011. - S. 396-401

Загрузки

Опубликован

2017-01-17

Как цитировать

Sabirova, R. S. (2017). Психодиагностическое исследование диады «Мать-ребенок»: пренатальный и постнатальный периоды. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 58(3). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/648