Профессиональный выбор и предпочтения на рынке труда выпускников вузов Казахстана

Авторы

  • G. S. Abdiraiymova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • S. S. Serikzhanova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
        70 40

Ключевые слова:

высшее образование, молодые ученые, социально-профессиональная группа, профессио-нальная занятость, карьерная мобильность, социальная роль, профессиональная эффективность.

Аннотация

В  последние годы в казахстанской системе образования наряду с заметными количественными изменениями прои-зошли более значимые качественные – институциональные. Изменилась не только внешняя для системы образования среда, значительных изменений претерпевает современный рынок труда: пересматриваются требования к професси-ональной подготовке молодых специалистов; «новые условия» диктуют организации и производства – непосред-ственные потребители подготовленных специалистов. Несмотря на это, получение профессионального образования не является гарантией от безработицы: продолжает сохраняться тенденция рассогласованности между спросом и предложением на рынке труда. Все это дает основания полагать, что проблема трудоустройства и занятости молодых специалистов в ближайшее время будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе. В  данной статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2012 г. в Казахстане в следующих регионах: г. Алматы, г. Астана, Актюбинская область, Карагандинская область, Южно-Казахстан-ская область, Павлодарская область, Восточно-Казахстанская область, Семипалатинская область. В процессе анкетирования было опрошено более 1500 студентов 12 вузов страны. В  процессе подготовки исследования была использована многоступенчатая квотированная выборка, где в ка-честве основных критериев были использованы социально-демографические характеристики (пол, возраст, на-циональность) и региональное расположение вуза. При формировании выборки в качестве дополнительного критерия был учтен характер собственности ВУЗа. Все специальности, по которым проводится обучение в различных вузах, принявших участие в опросе, были объединены в семь групп: социально-гуманитарные науки, естественные науки, юридические специальности и международные отношения, экономические специальности, технические и инженерные специальности, ин-формационные системы и вычислительная техника, здравоохранение. Полученное многомерное распределение далее позволило конкретизировать основные эмпирические данные. 

Библиографические ссылки

1. Методические рекомендации: Изучение актуальных проблем студенческой молодежи и пути их решения (по результатам социологического исследования) //Aбдирайымова Г.С., Kучинская Ю.В., Шаукенова З.К. – Алматы, 2009. – 62 с.
2. Социологический ежегодник// Абдирайымова Г.С., Веревкин А.В., Kенжакимова Г.A. – Aлматы, 2011. – С.50. 3.Трехстороннее соглашение по социальному партнерству. – Aлматы, 2010. Раздел 1, 2. – 252 с.

1. Metodicheskie recomendatsii: Izuchenie aktualnyh` problem studencheskoi molodezhi i puti ih resheniya (po rezul`tatam sotsiologicheskogo issledovaniya) //Abdiraiymova G.S., Kuchinskaya YU.V., Shaukenova Z.K. – Almaty, 2009. – 62 s.
2. Sotsiologicheskiy ezhegodnik// Abdiraiymova G.S., Verevkin A.V., Kenzhakimova G.A. – Almaty, 2011. – S. 50.
3. Trekhstoronnee soglashenie po sotsial`nomu partnerstvu. – Almaty, 2010. Razdel 1, 2. – 252 s.

Загрузки

Как цитировать

Abdiraiymova, G. S., & Serikzhanova, S. S. (2013). Профессиональный выбор и предпочтения на рынке труда выпускников вузов Казахстана. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 45(2). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/470