Сравнительный анализ совладающего поведения подростков из полных и неполных семей

Авторы

  • S. Tashimova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • A. R. Rizulla Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • Sh. A. Kelbuganova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • R. Mukhambetova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • A. Kozhikova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • A. Аkhmatkhanov Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • T. Skakov Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
        61 37

Ключевые слова:

стиль совладающего поведения, полная и неполная семья, непродуктивный стиль совлада-ния, продуктивный стиль совладания, защитные и социально-ориентированные стратегии совпадения.

Аннотация

В статье обсуждается влияние разных типов семей на особенности стиля совладающего поведения подростков. Установлено, что продуктивные и защитные стили совладания характерны для подростков вне зависимости от структуры семьи. Они определяются особенностями отражения подростками семьи как гармоничной или проблемной. Выявлены продуктивные стили совладания в гармоничных полных и неполных семьях. Отличие заключается лишь в том, что у подростков из неполных семей фиксируются положительные отношения с от-сутствующим родителем, в связи с его идеализацией либо заменой его влияния поддержкой со стороны бога. У подростков из полных и неполных проблемных семей фиксируются социально-ориентированные и защитные стили совладания. Социально-ориентированный стиль подростков из полной проблемной семьи характеризует-ся избеганием ответственности от принятия решения самостоятельно и перекладывается на других. В частности они делегируют решение проблемы друзьям или близким, в связи с этим отмечается низкая концентрирован-ность и расслабленность. Подростки из неполных проблемных семей с защитным стилем совладания ориен-тируются на решение проблем с переменным успехом. Отсутствие опоры в лице отца (чаще всего) вселяет неуверенность в себе, тревожность, что затрудняет концентрированность на достижении цели. Это актуализи-рует функционирование механизмов защиты. В частности, регрессии, обеспечивающей убегание в детство, что позволяет ориентироваться на чудо или на помощь со стороны бога. Защитный и социально-ориентирован-ный стили совладания характеризуются непродуктивностью и не обеспечивают преодоления, обеспечивающего личностный рост. 

Библиографические ссылки

1. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. Кострома: Авантитул, 2004.- 425 с.
2. Ташимова Ф.С., Ризулла А.Р. К проблеме смыслообразования субъекта как многоликого мира. Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Germany, 2012. – 385 с
3. Крюкова Т.Л., Петрова Е.А. Семейные ресурсы совладающего поведения: значение прародителей и предков
//Психология и практика: Сб. научн. статей / Под ред. Т.Л. Крюковой, С.А. Хазовой. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. С. 12–23.
4. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников. Дисс. … канд. психол. наук. Кострома, 2002.
5. Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса. Дисс. … канд. психол. наук. Кострома, 2005.
6. Белорукова Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи. Дисс. … канд. психол. наук. Кострома, 2005.
7. Сапоровская М.В. Межпоколенное наследование совладающего поведения в семье // Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома, 2007. С. 409–411.
8. Ташимова Ф.С., Кельбуганова Ш. Особенности совладающего поведения единственных детей в семье // Материалы международной конференции молодых ученых «Мир науки» 23 026 мая, с. 250-256
9. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. – 1988. –№ 3. – С. 71–78.
10. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. – Кострома: Авнтитул, 2007. – 60 с.

1. Krukova T.N. Psychologij sovladaujshcego povedenij. Monografij.Kostroma Avantitul,2004, – 425s.
2. Tashimova F.S., Rizulla A.R. Issues on problem of subject›s meaning formation as multifacted world. Lap Lambert-AcademicPublishing, Saarbrucken, Deutschland. – 385 p.
3. Krukova T.N., Petrova E.A. Semeinye resursy sovladaujshcego povedenij znachenie praroditelei I predkov. //Psychologij i praktica sb. nauchnych trudov. Kostroma isd-vo KGU im.Nekrasova,2006, s.12-23
4. Saporovskai M.V. Mezhpokolennoе nasledovanie sovladaujshcego povedenij v semie: Psychologij sovladaujschego povedenij. // Materialy n.p.konferen. Kostroma isd-vo KGU im. Nekrasova. S. 409-411
5. Guschina T.V. Zaschitnoe i sovladaujschee povedenij v disfunkcionalnoi semije v period krizisa. Diss.k.psichol.n. Kostroma, 2005. – 201s.
6. Belorucova N.O. Semeynye trudnosti i psychologicheskoe sovladanie na raznych etapach zhisnennogo zikla semij. Diss.k.psichol.n. Kostroma, 2005. – 189 s.
7. Tashimova F.S, Kelbuganova Sh. Sovladaujschee povedenij kak prozess, razvernutyi vo vremeni. //Vestnik KazNU im.al-Farabi, 2011, 4(39), s. 30-36
8. Tashimova F.S, Kelbuganova Sh. Osobennosti sovladaujschego povedenij edinstvennych detei v semije.// Materialy mezdunarodnoi konferenzii molodych uchenych «Mir nauki». 23-26 maij, s.250-256
9. Mislavsky Y. Self-regulation and creativity of the individual // Questions of psychology. – 1988. - № 3. - p. 71 - 78.
10. Krukova T.L. Methods of coping behavior research: three coping – scales. – Kostroma: Avntitul, 2007. – 60 p.

Загрузки

Опубликован

2013-04-25

Как цитировать

Tashimova, S., Rizulla, A. R., Kelbuganova, S. A., Mukhambetova, R., Kozhikova, A., Аkhmatkhanov A., & Skakov, T. (2013). Сравнительный анализ совладающего поведения подростков из полных и неполных семей. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 45(2). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/461