Прикладное исследование мотивационного компонента субъективной картины учебно-профессиональной направленности студентов-психологов

Авторы

  • T. G. Sagnayeva Школа «Самал», Казахстан, г. Алматы
        44 42

Ключевые слова:

картина мира, профессиональная направленность, субъективная картина учебно-профессио, нальной направленности будущих психологов, мотивационный компонент, учебная деятельность.

Аннотация

В данной статье представлены результаты прикладного исследования мотивационного компонента субъектив-ной картины учебно-профессиональной направленности студентов-психологов, изучение которого осуществля-лось с помощью методик «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана, В.А. Якуниной и «Исследование системы жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова. В качестве выборки выступили студенты казах-ского и русского отделений Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова специальности «Психология». Общая выборка составила 100 испытуемых студентов: из них 21 студент первого курса, 15 студентов второго курса, с третьего – 23 студента и с четвертого курса – 41 студент. В исследовании также принимали участие эксперты, в качестве которых выступили преподаватели психологии ВКГУ и практи-кующие психологи. Исследование показало, что выявленная динамика в изменениях мотивационно-смысловой сферы студентов с 1-го по 4-й курс характеризуется более глубоким уровнем осознания ценности профессии и внутренней направленности на ее освоение, в уходе от гедонистической и статусной тенденции. Для студен-тов 3-х и 4-х курсов характерными оказались мотивы, связанные когнитивной направленностью и развитием себя, хотя к концу выпускного курса вновь актуализировались мотивы, связанные с материальной заинтересо-ванностью. Исследование также показало, что экспертная оценка преподавателей психологии наиболее полно отражает учебно-профессиональную мотивацию студентов младших курсов; тогда как оценка практикующих психологов, оценивающих мотивы выбора профессии психолога с профессионально-практической деятельно-сти, имеет более близкую тенденцию к совпадению с оценкой студентов-старшекурсников. 

Библиографические ссылки

1. Московичи С. Социальные представления: исторический аспект // Психологический журнал. – Т.16. – 1995. – № 1. –
С.22-27.
2. Рубинштенй С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
3. Дубовская Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов //Психологическая наука и образование. – 2004. – №2. – С.22-30.
4. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. – 2001. – №1.- С.57-65.

1. Moskovichi S. Sotsialnye predstavleniya:istoricheskiy // Psikhologicheskiy zhurnal. –T.16. – 1995. – № 1. – S.22-27. 2.Rubinshtein S.L. Оsnovy оbshchey psikhologii. – SPb.: Piter, 2009. – 720 s.
3. Duboviskaya T.D. Diagnostika urovnya professionalnoy napravlennosti studentov // Psikhologicheskaey nauka i obrazovanie. – 2004 – №2. – S.22-30.
4. Leontiev D.A. Professionalnoe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushchego // Voprosy psikhologii. – 2001. – №1. – S.57-65.

Загрузки

Как цитировать

Sagnayeva, T. G. (2013). Прикладное исследование мотивационного компонента субъективной картины учебно-профессиональной направленности студентов-психологов. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 45(2). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/445