Тройболизм и национальное сознание
Ключевые слова:
трайбализм казахов, жузы, рода, социальный трайбализм.Аннотация
Трайболизм казахского народа – это этническое качество народа, сформированное несколькими веками. Жу-зово-племенная принадлежность в Казахстане существует и является частью казахского народа. В Казахстане такая историко-этнографическая особенность, как жузовая дифференциация в обществе, имела место быть, так как играла роль сохранения самобытной культуры в сознании многих. Социальный трайбализм – это тип уча-стия определенных групп на основе генеалогических связей для оказания социальной поддержки членам рода через существующие институты взаимопомощи. Всем нам известно, у кочевников казахов не было милиции, детских домов и домов пристарелых и т.д., так важную функцию всех этих «органов» выполняла сама родо-племенная община. Род становится важнейшим социальным фактором, основанным на чувствах родственной связанности, представляет собой некую корпорацию, внутри которой происходит тесное и регулярное общение на основе установленных ритуалов. В его основе лежит баланс рода и нации.
Библиографические ссылки
2. Елікбаев Н. Ұлттық психология. – Алматы: Қазақ университеті, 1993. – 74 б.
3. Елікбаев Н. Қазақстан 2030: Қазақ ұлты психологиясының методологиялық мəселелері. – Қарағанды, 1999. – 81 б.
4. Жарықбаев Қ.Б. Қазақ психологиясының тарихы. – Алматы: Қазақстан, 1996. – 43-45 б.
5. Елікбаев Н. Дəуір тынысы. Қазақ ұлтының психологиясы. – Қарағанды, 2000. – 89-90 б.
6. Ғарифолла Есім. Сана болмысы: саясат жəне мəдениет туралы ойлар. Алматы: РИМП, «Экитто», ПКП, «Верена», 1994. – 32-35 юб.
7. Елікбаев Н. Қазақтың ұлттық психологиясы // «Ақиқат» журналы, 1991.
8. Қазақ психологиясының мəселелері. – Алматы, 1974. – 14-15-б.
9. Сəрсенбаев Т. Ұлттық сана-сезім мен ұлттық қадір-қасиет. – Алматы, 1990. – 11 б.
10. Алтай Ж., Қасабек А., Мұхамбетəлі Қ. – Алматы: Жеті жарғы, 1999. – 146-147 бб.
11. Қожабекұлы Б. Тарихи таным: Ежелгі халықтар, тайпалар, рулар, жер жұтқан қалалар. – Алматы: Ататек, 1994. – 24-31 б.
12. Жұмағұлов Н. Қазақ шежіресі. – Алматы: Қанағат, 1993. – 117-118 бб.
13. Арғынбаев Қ. Қазақ шежіресі хақында. – Алматы: Атамұра, 2000. – 24-27 бб.
14. Қазақстан тəрбиелік ой-пікірлер анотомиясы (ХІІІ-ХХ ғғ.). – Алматы: Рауан, 1994. – 51-52.б.
15. Қазақ психологиясының мəселелері. – Алматы, 1974. – 14-15 бб.
16. Назарбаев Н. Қазақ халқының азаматтық таңдауы – тарихи зерде, ұлттық татулық жəне демократия реформалары. – Ақмола, 1997. – 37-39 бб.
17. Назарбаев Н. Тарихи толқын. – Алматы, 1999. – 77-78 бб.
1. Zhukesh K. Ulttyk psyhologiyanyn sipaty. – Almaty, 1993. – -82 b.
2. Elikbaev N. Ulttyk psyhologiya. Kazakh universiteti, 1993. – 74 b.
3. Elikbaev N. Kazakhstan 2030: Kazakh ulty psyhologiyasynyn metodologiyalyk maseleleri. – Karagandy, 1993. – 81 b.
4. Zharykbaev K. B. Kazakh psyhologiyasynyn tarihy. – Almaty: Kazakhstan, 1996. – 43-46 b.
5. Elikbaev N. Dauir tynysy. Kazakh ultynyn psyhologiyasy. – Karagandy, 2000. – 89-90 b.
6. Garifolla Esim. Sana bolmysy: Sayasat zhane madeniet turaly oilar. – Almaty: RIMP, “Ekitto”, PKP, “Verena”, 1994. – 32-35 b. 7. Elikbaev N. Kazakhtyn ulttyk psyhologiyasy. “Akikat” zhurnaly, 1991.
8. Kazakh psyhologiyasynyn maseleleri. – Almaty, 1974. – 14-15 b.
9. Sarsenbaev T. Ulttyk sana-sezim men ulttyk kadir-kasiet. – Almaty, 1990. –11 b.
10. Altai Zh, Kasabek A, Muhambeteli K. – Almaty: Zheti zhargy, 1999. – 146-147 b.
11. Kozhabekuly B. Tarihi tanym: Ezhelgi halyktar, taipalar, rular, zher zhutkan kalalar. – Almaty: Atatek, 1994. – 24-31 b.
12. Zhumagulov N. Kazakh shezhiresi. – Almaty: Kanagat, 1993. – 117-118 b.
13. Argynbaev K. Kazakh shezhiresi hakynda. – Almaty: “Atamura”, 2000. – 24-27 b.
14. Kazakhstan tarbielik oi-pikirler anatomiyasy (XIII-XXg.g.) – Almaty: Rauan, 1994. – 51-52 b.
15. Kazakh psihologiyasynyn maseleleri. – Almaty, 1974. – 14-15 b.
16. Nazarbaev N. Kazakh halkynyn azamattyk tandauy – tarihi zerde, ulttyk tatulyk zhane demokratiya reformalary. – Akmola, 1997. – 37-39 b.
17. Nazarbaev N. Tarihi tolkyn. – Almaty, 1999. – 77-78 b.