Психологический анализ религиозной идентичности в структуре самосознания студентов
Ключевые слова:
самосознание, религиозная идентичность, концепция Бога, этническая идентичность, гендерная идентичность, статусно-ролевая идентичность, стили совладания.Аннотация
В статье рассматривается проблема самосознания студентов. Раскрывается мера религиозной, этнической, личностной, гендерной, статусно-ролевой идентичности студентов. Установлено, что са- мосознание студентов с продуктивным стилем совладания представлено осознанием себя как лич- ности, статусно-ролевой и этнической принадлежностью. Наиболее характерным для студентов с эгоцентричным стилем совладания является выраженность гендерного осознания собственного Я и личностного. У студентов с социоцентричным стилем совладания выражено этническое самосозна- ние, статусно-ролевое и личностно-гражданское осознание себя. Отмечается минимальная религиоз- ная идентичность студентов относительно принадлежности к официальному направлению религии (6-7%). Однако, 90% студентов имеют собственную концепцию Бога. У студентов с продуктивным сти- лем Бог – это осознание нескончаемых возможностей и совесть, у эгоцентричных – это чудо и любовь, у социоцентричных – могущество, наказуемое. Студенты при наличии собственной концепции Бога принимают незначимое участие в реализации поведенческого аспекта религии. Студенты с разным стилем совладания характеризуются специфическими для них мотивами обращения к Богу: в связи с духовным поиском у продуктивных, в условиях безвыходности, связанного с внутриличностным конфликтом у эгоцентричных, с проблемами риска для здоровья и жизни у социоцентричных.Таким образом, структура самосознания и стили совладающего поведения взаимосвязаны. Стиль совладания определяет акценты осознания своего Я у продуктивных, гендерной этничности у эгоцентричных, этнической идентичности у социоцентричных. Отмечается низкая религиозная идентичность студентов, связанная с идентификацией с представителями официальной религии. Так как личность Бога представлена в человеке изначально, как наследство коллективного бес- сознательного, 90% студентов разработали собственную концепцию Бога. В связи с этим религи- озная идентичность студентов связана не столько с постулатами официальной религии, сколько с собственной коцепцией Бога, связанной со стремлением научно обосновать проблемы религии и вернуться к подлинной вере у продуктивных, заполнить духовную пустоту и отсутствие идеалов у эгоцентричных и шагать «в ногу со временем» у социоцентричных.