Изучение развития готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов

Авторы

  • T. Sagnaeva Школа «Самал», Казахстан, г. Алматы Казахский национальный университет, им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • O. Aymaganbetova Школа «Самал», Казахстан, г. Алматы Казахский национальный университет, им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
        107 55

Ключевые слова:

развитие, готовность к профессиональной деятельности, студент-психолог, психосоциальный потенциал, аутоличностная готовность, когнитивно-операциональная готовность, эмоционально-волевая готовность – интерактивная готовность и др.

Аннотация

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования изучения психологических основ развития  готовности к профессиональной деятельности студентов- психологов. Объектом исследования выступила готовность личности студентов-психологов к профессиональной деятельн-ости. Предметом исследования являются детерминанты, определяющие готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях высшего учебного заведения. Целью данной работы является исследование психологических детерминант, определяющих готовность студента-психолога к профессиональной деятельности в условиях современного высшего учебного заведения. Основной гипотезой нашего исследования стало положение о том, что становление профессиональной готовности студентов-психологов имеет неравномерный характер. Для подтверждения нашей гипотезы в качестве основного методического инструментария была использована методика «Психосоциальный потенциал готовности к профессиональной деятельности студента-психолога» (ПГПД), которая предназначена для оценки общего уровня психосоциальной готовности к профессиональной деятельности, а также меры выраженности отдельных ее компонентов, а именно двадцати профессионально важных для деятельности практического психолога личностных качеств студента-психолога, как: автономность (самостоятельность, независимость); интернальность (внутренний локус контроля); адекватная самооценка; интегрированность ценностно-мотивационной сферы (отсутствие выраженных внутренних конфликтов); гуманистическая направленность личности; общие способности (интеллект); вербальная креативность; способность к рефлексии; стремление к познанию и саморазвитию; успешность профессионального обучения; обучаемость; эмоциональная стойкость; уравновешенность; способность к саморегуляции; целенаправленность; настойчивость; способность к самоорганизации; коммуникативные способности; принятие других; коммуникативная толерантность; социальный интеллект; эмпатийные способности. Данная методика позволила нам выделить следующие детерминанты, определяющие развитие психосоциальной готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов: аутоличностный компонент, когнитивно-операциональный, эмоционально-волевой и интерактивныйо компонент. Всего в исследовании приняли участие 2857 студентов-психологов дневных и заочных отделений Казахского национального университета им. аль-Фараби, Казахского национального университета им. Абая и университета «Туран». Таким образом, проведенное исследование, направленное на изучение психологических основ развития готовности к профессиональной деятельности у будущих психологов показало, что целью специально организованной целенаправленной работы со стороны профессорско-преподавательского состава, кураторов-эдвайзеров, администрации должно стать развитие у студентов-психологов таких профессионально важных личностных качеств.

Библиографические ссылки

1. Борибеков К.К., Кусаинов А.К., Шамельханова Н.А. Профессиональное образование Казахстана: опыт и перспективы. – Астана: Издательство ROND&A, 2011. -240 с.
2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. – 752 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – 2-е изд. перераб., доп. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с.
4. Климов Е.А. Пути в профессионализм: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. – 320 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2006. – 308 с.

Загрузки

Как цитировать

Sagnaeva, T., & Aymaganbetova, O. (2016). Изучение развития готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 49(2). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/332