Современное состояние и перспективы изучения проявления фасилятивности в сфере обучения и воспитания

Авторы

  • M. I. Kazanzhy Пивдэнноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Украина, г. Одесса
        36 19

Ключевые слова:

фасилятивность, фасилятивный потенциал, сфера фасилитации (сфера проявления фасилятивного потенциала).

Аннотация

В статье приводится обобщенное изложение анализа особенностей проявления фасилятивности в сфере обучения и воспитания. Обсуждаются наиболее характерные вопросы, рассматриваемые при исследовании фасилятивности в данной сфере: задействование механизма фасилитации в существующие педагогические системы или инициирование создания принципиально новых, базирующихся на фасилятивных воздействиях; значимость социальной среды в совершении фасилитации; влияние фасилитации на образовательную систему, а также ее задействованность в различных видах и формах учебного взаимодействия; психологические характеристики учителя-фасилитатора; роль фасилитации в целостном развитии личности или отдельных ее черт, устранении негативных характеристик (например, неуспеваемости); процесс фасилитации, его этапы и т.д.

Обозначены направления дальнейшего исследования проявления фасилятивного потенциала в образовательной среде. Среди них изучение: динамики актуализации фасилятивного потенциала личности в сфере обучения и воспитания в соотношении с другими сферами его проявления; двухсторонняя направленность фасилятивности; влияние современной образовательной системы на личность учителя с развитым фасилятивным потенциалом; особенности педагогической деятельности учителя с невыраженной фасилятивностью или порой даже ингибитностью; специфика сочетания фасилятивного воздействия со стороны учителей (сфера обучения и воспитания) и родителей (сфера семейных отношений) на личность учащегося.

Библиографические ссылки

1. Абрамов В.В. Фасилитация как процедурная технология в профессиональной деятельности учителя // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – №2. – 2006. – С.21-22.
2. Авдеева И.Н. Психологическая характеристика фасилитативных педагогических технологий. Часть 1: Субъектная на- правленность // Горизонты образования. – №2 (35). – 2012. – С.37-43.
3. Бакшеева Э.П. Опыт реализации педагогической поддержки самоактуализации студентов в условиях педвуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2010 – №1 (8). – С.39-44.
4. Вавилова Л.Н., Кузнецова И.Ю. Условия эффективного психолого-педагогического сопровождения в процессе повыше- ния квалификации. – [Электронный ресурс]. – НП «Сибирская ассоциация консультантов» – [Режим доступу]. – http://sibac.info
5. Димухаметов Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. …докт. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 398 с.
6. Квас В.М. Педагогічна фасилітація та її роль в організації навчально-виховного процессу / Теоретико-методичні про- блеми виховання дітей та учнівської молоді // Збірник наукових праць, Випуск 16. – 2012. – С.92-99.
7. Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: До- клады и тезисы выступлений участников Форума педагогических вузов России 21-22 ноября 2011 года / Сост.: Б.Н.Бессонова, В.М.Кондратьев, М.Н.Русецкая, М.И.Яскевич. – М.: МГПУ, 2012. – 505с.
8. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие. – М., 2007. – 305 с.
9. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психоло- гии, 1999. – №1. – С.13-20.
10. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003. – 64 0с.
11. Пундик И.Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза // Ярославский педагогический вестник. – №2 (59). – 2009. – С.119-123.
12. Пушкина О.В. Образовательная среда как основополагающее условие фасилитации профессионального самоопределе- ния учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2012. – 23с.
13. Самсонова О.О. Фасилітація у післядипломній освіті. – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://vitkafedra.ucoz.
ua /el_gurnal/pages/ vyp8/ Samsonova.pdf
14. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – Выпуск 2 (80). – С.38-41.
15. Surgeman D.A., Doherty K.L. Reflective Learning: theory and Practice. – D.A.Surgeman, K.L.Doherty. – Dubuque: Kendall Hunt, 1999. – 105p.

1. Abramov V.V. Fasilitatsiya kak protsedurnaya tehnologiya v professionalnoi deyatelnosti uchitelya. – Chelovecheskiy faktor: problemy psihologii i ergonomiki. – №2. – 2006. – S.21-22.
2. Avdeyeva I.N. Psihologicheskaya harakteristika fasilitativnyh pedagogicheskih tehnologiy. Chast 1: Subyektnaya napravlennost
/ Gorizonty obrazovaniya. – №2 (35). – 2012. – S.37-43.
3. Baksheyeva E.P. Opyt realizatsii pedagogicheskoi podderjki samoaktualizatsii studentov v usloviyah pedvuza. – Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2010 – №1 (8). – S.39-44.
4. Vavilova L.N., Kuznetsova I.Y. Usloviya effektivnogo psihologo-pedagogicheskogo soprovojdeniya v protsesse povysheniya kvalifikatsii. – [Elektronnyi resurs]. – NP «Sibirskaya assotsiatsiya konsultantov» – [Rezhim dostupu]. – http://sibac.info
5. Dimuhametov R.S. Fasilitatsiya v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogov. Dis. …dokt. ped. nauk. – Мagnitogorsk, 2006.
– 398s.
6. Kvas V.M. Pedagogichna fasylitatsiya ta yiyi rol v organizatsiyi navchalno-vyhovnogo protsesu / Teoretyko-metodychni problemy vyhovannya ditei ta uchnivskoyi molodi. – Zbirnyk naukovyh prats, Vypusk 16. – 2012. – S.92-99.
7. Novyi uchitel dlya novoi shkoly: teoriya, opyt i perspektivy modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: Doklady i tezisy vystupleniy uchastnikov Foruma pedagogicheskih vuzov Rossii 21-22 noyabrya 2011 goda / Sost.: B.N.Bessonova, V.М.Кondratyev, М.N.Rusetskaya, М.I.Yaskevich. – М.: MGPU, 2012. – 505s.
8. Ovcharova R.V. Psihologicheskaya fasilitatsiya raboty shkolnogo uchitelya. – Uchebnoye posobiye. – М., 2007. – 305s.
9. Poddyakov А.N. Protivodeistviye obucheniyu i razvitiyu kak psihologo-pedagogicheskaya problema. – Voprosy psihologii, 1999. – №1. – S.13-20.
10. Psihologiya lichnosti / Dj.Kaprara, D.Servon. – SPb.: Piter, 2003. – 640s.
11. Pundik I.Y. Fasilitiruyuschuya funktsiya pedagogicheskih tehnologiy v deyatelnosti prepodavatelya vuza. – Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. – №2. – 2009 (59). – S.119-123.
12. Pushkina O.V. Obrazovatelnaya sreda kak osnovopolagayuschee usloviye fasilitatsii professionalnogo samoopredeleniya uchaschihsya. – Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. – Тomsk, 2012. – 23s.
13. Samsonova О.О. Fasylitatsiya u pislyadyplomniy osviti. – [Elektronnyi resurs]: – Rezhim dostupa: http://vitkafedra.ucoz.ua / el_gurnal/pages/ vyp8/ Samsonova.pdf
14. Chirkova N.V. «Tyutor» versus «uchitel»? – Vestnik Тomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2009. – Vypusk 2 (80). – S.38-41.
15. Surgeman D.A., Doherty K.L. Reflective Learning: theory and Practice. – D.A.Surgeman, K.L.Doherty. – Dubuque: Kendall Hunt, 1999. – 105p.

Загрузки

Опубликован

2013-11-05

Как цитировать

Kazanzhy, M. I. (2013). Современное состояние и перспективы изучения проявления фасилятивности в сфере обучения и воспитания. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 47(4). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/323