Исследование ценностей и социальных убеждений казахстанской молодежи

Авторы

  • L. S. Kassymova Faculty of philosophy and political sciences, al-Farabi Kazakh National University, Kazakhstan, Almaty
  • O. H. Aimaganbetova Faculty of philosophy and political sciences, al-Farabi Kazakh National University, Kazakhstan, Almaty
  • M. K. Yermekbaeva Faculty of philosophy and political sciences, al-Farabi Kazakh National University, Kazakhstan, Almaty
        120 50

Ключевые слова:

индивидуальные ценности, социальные убеждения, личность, социальная аксиома, опросник портретных ценностей, измерение, казахстанская молодежь.

Аннотация

В данной статье исследуются индивидуальные ценности и социальные убеждения казахстанской молодежи. Среди всего многообразия проблем, относящихся к психологии, феномен ценностей является наиболее противоречивым и неоднозначным для изучения. В существующей на сегодняшний день литературе, посвящённой данной проблематике, понятию ценности, его определению и содержанию уделяется достаточно большое внимание, причём понимание ценностей представлено в многообразии различных, альтернативных подходов и концепций. Отсутствие единства объяснения природы ценностей, а так же недостаточная обоснованность и аргументированность существующих концепций понимания ценностей определяют актуальность изучения ценностной проблематики. Теоретический анализ литературы показывает, что существует дефицит исследований, изучающих ценностно-смысловую сферу личности на постсоветском пространстве. Перемены в социально-экономическом плане, произошедшие за последние несколько десятилетий, повлияли на систему ценностей подрастающего поколения. Ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. С другой стороны, ценности испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющемся экологическом и социально-политическом контексте. Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые появляются по мере того, как социальные общности развиваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта. Исходя из этого, является обоснованными и актуальными исследования в данной области психологии. В статье дается теоретический обзор отечественных и зарубежных исследователей, изучавших кросс-культурные аспекты ценностных ориентаций и социальных убеждений. Также описываются значимые теории, изучающие проблему ценностей и социальных убеждений. Инструменты измерения, которые были использованы в данном исследовании, имеют достаточно разработанную теоретическую основу и эффективны для изучения ценностей и социальных убеждений как групп, так и отдельных индивидов. Стоит отметить, что методики и опросники, которые использованы при сборе данных в научной работе, применяются впервые в Казахстане: опросник Ш. Шварца, состоящий из 19 базовых ценностей личности, а также опросник социальных аксиом М. Бонда и К. Леунга. В статье описывается надежность и валидность методов измерения, переведенных и адаптированных на русский и казахский языки. Сравнительный анализ полученных результатов показывает особенности ценностей и социальных убеждений казахстанских студентов по отношению к ценностям российских студентов.

Библиографические ссылки

1. Rokeach, M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.
2. Kluckhohn. С. Values and value-orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification // In T. Parsons & E. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1951. pp. 388-433.
3. Schwartz, S. H. & Bilsky, W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Psychology, 1987, 53. pp. 550-562.
4. Johnston, Charles S. (1995). The Rokeach Value Survey: Underlying structure and multidimensional scaling. Journal of Psychology, 129(5), 583-597.
5. AsmolovA.G. Psihologiya lichnosti. Uchebnik – I.: Izd-vo MGU, 1990. – 367.
6. Bardi, А., & Schwartz, S. H. Values and behavior: Strength and structure of relations // Personality and Social Psychology Bulletin, 2003, 29. pp. 1207-1220.
7. Fromm E. Human Nature and Social Theory, 1969,
8. Maslow, A. H.. A Theory of Human Motivation. Psychological Review, 50(4), 1943. - pp. 370-96.
9. Frankl V., Psychotherapy and Existentialism. Selected Papers on Logotherapy, Simon & Schuster,New York, 1967.
10. Hofstede G. and Hofstede G.J.: Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded 2nd Edition. 436 pages. New York: McGraw-Hill USA, 2005
11. Roccas, S., Sagiv, L., Schwartz, S. H., & Knafo, A. The Big Five personality factors and personal values // Personality and Social Psychology Bulletin, 2002, 28. pp. 789-201.
12. Leung, K., Lam, B. C. P., Bond, M. H., Conway, L. G., Gornick, L. J., et al. Developing and evaluating the Social Axioms Survey in eleven countries. Paper submitted to Journal of Cross-Cultural Psychology.
13. Cieciuch, J., & Schwartz, S. H. (2012). The number of distinct basic values and their structured assessed by pvq-40. Journal of Personality Assessment, 94(3), 321-328.
14. Hofstede G., Masculinity and Femininity: The Taboo Dimension of National Cultures. Thousand Oaks CA: Sage Publications, 1998

Загрузки

Как цитировать

Kassymova, L. S., Aimaganbetova, O. H., & Yermekbaeva, M. K. (2016). Исследование ценностей и социальных убеждений казахстанской молодежи. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 49(2). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/305