Психологические особенности эмоциональной устойчивости лиц, занимающихся практикой Цигун. Цигун практикасымен айналысатын тұлғалардың эмоциялық тұрақтылығының психологиялық ерекшеліктері.
Ключевые слова:
Эмоции, эмоциональная устойчивость, саморегуляция, самочувствие. Эмоция, эмоциялық тұрақтылық, психикалық реттеу, көңіл-күй.Аннотация
В данной статье изложены результаты психологического исследования эмоциональной устойчивости лиц, практикующих китайскую гимнастику Цигун, в практическом отношении наиболее интересной и распространенной в Китае. Цигун является одним из методов психической саморегуляции состояний. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведено изучение психологических факторов произвольной саморегуляции Китайской гимнастикой Цигун, адаптированной к условиям Казахстана. В исследовании приняли участие 40 испытуемых, которые были разделены на 2 группы. Экспериментальную группу составили лица, занимающиеся практикой Цигун в течение 34х лет. Были проведены такие методики, как шестнадцати факторный личностный опросник Р. Кеттела, методика САН (самочувствие, активность, настроение). Статистический анализ данных психологических методик проводился в SPSS15 с целью выявления значимых различий психологических особенностей эмоциональной устойчивости. Проведенное исследование выявило, что система психической саморегуляции методом Цигун оказывает положительной влияние на эмоциональную сферу личности. Бұл мақалада қытайлық Цигун гимнастикасымен айналысатын тұлғалардың эмоциялық тұрақтылығын психологиялық зерттеудің нәтижелері берілген. Дегенмен, қазіргі кезде дәстүрлі қытай әдістері дәстүрлі қытай мәдениеті жағдайында қаншама тиімді болғанымен, біздің елдің әлеуметтікмәдени дәстүрлердің және нақты төтенше әрекеттердің ерекшеліктеріне, оның табиғи климаттық жағдайларына, тұлғаның әлеуметтікпсихологиялық типтері мен оның кәсіби, адамгершілікэтикалық және басқа қасиеттеріне деген талаптарына сәйкес адаптация мен модификациясыз қолданыла алмайды. Бұл жұмыста осылардың бірі практикалық тұрғыда біршама қызықты және Қытайда кеңінен таралған, күйдің психикалық өзіндік реттеу әдісі – Цигун туралы айтылады. Зерттеудің ғылыми жаңалығы Қазақстан жағдайына адаптацияланған Қытай гимнастикасы Цигунның ерікті өзіндік реттеудің психологиялық факторларына зерттеу алғаш жүргізілді. Зерттеуге 40 сыналушы қатысты, олар 2 топқа бөлінді. Эксперименттік топты 34 жыл аралығында Цигун практикасымен айналысатын адамдар құрады. Р.Кеттелдің 16 факторлық тұлғалық сауалнамасы, КБК әдісі (көңіл-күй, белсенділік, кейіп) қолданылды. Эмоциялық тұрақтылықтың психологиялық ерекшеліктерінің мәнді айырмашылығын анықтау мақсатында SPSS 15 көмегімен психологиялық әдістемелердің нәтижелеріне статистикалық талдау жүргізілді. Жүргізілген зерттеуде Цигун әдісімен психикалық өзіндік реттеу жүйесі тұлғаның эмоциялық сферасына жағымды әсер ететінін анықтады.Библиографические ссылки
1. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. – М., 1973. – 450 с.
2. Басов М.Я. Общие основы педагогики. – М., 1928. – 254 с.
3. Ананьев Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. – 1963. – 5. – С. 12-20.
4. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояния: учебное пособие. – СПб., 2008. – 360 с.
5. Польшин А.К. Психологические факторы произвольной регуляции состояния: автореф. канд. дис. – М., 2004. – 210 с.
6. Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. – М., 2009. – 320 с.
7. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. – М., 2005. – 150 с.
8. Мильман Ю.А. Саморегуляция и активность в юношеском возрасте. – М., 2001. – 350 с.
9. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 2006. – 450 с.
10. Славина А.С. Дети с аффективным поведением. – М., 2000. – 360 с.
11. Аболин Л.М., Чебыкин А.Я. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формиро- вания у спортсменов // Психологический журнал. – 2004. – 4. – С. 20-25.
12. Спиридонов В.И. Основы формирования здорового образа жизни методом цигун. – Алматы, 2000. – 120 с.
1. Pavlov I.P. Dvadcatiletnij opyt ob#ektivnogo izuchenija vysshej nervnoj dejatel’nosti (povedenija) zhivotnyh. – M., 1973.
– 450 s.
2. Basov M.Ja. Obshhie osnovy pedagogiki. – M., 1928. – 254 s.
3. Anan’ev B.G. Bilateral’noe regulirovanie kak mehanizm povedenija // Voprosy psihologii. – 1963. – 5. – S. 12-20.
4. Nikiforov G.S., Filimonenko Ju.I., Pol’shin A.K. Psihologicheskie aspekty samoreguljacii sostojanija: uchebnoe posobie. –
SPb., 2008. – 360 s.
5. Pol’shin A.K. Psihologicheskie faktory proizvol’noj reguljacii sostojanija: avtoref. kand. dis. – M., 2004. – 210 s.
6. Jemocional’naja reguljacija uchebnoj i trudovoj dejatel’nosti. – M., 2009. – 320 s.
7. Psihologicheskie voprosy trenirovki i gotovnosti sportsmenov k sorevnovaniju. – M., 2005. – 150 s.
8. Mil’man Ju.A. Samoreguljacija i aktivnost’ v junosheskom vozraste. – M., 2001. – 350 s.
9. Rejkovskij Ja. Jeksperimental’naja psihologija jemocij. – M., 2006. – 450 s.
10. Slavina A.S. Deti s affektivnym povedeniem. – M., 2000. – 360 s.
11. Abolin L.M., Chebykin A.Ja. Issledovanie jemocional’noj ustojchivosti i psihologicheskie sredstva ee formirovanija u
sportsmenov // Psihologicheskij zhurnal. – 2004. – 4. – S. 20-25.
12. Spiridonov V.I. Osnovy formirovanija zdorovogo obraza zhizni metodom cigun. – Almaty, 2000. – 120 s.
2. Басов М.Я. Общие основы педагогики. – М., 1928. – 254 с.
3. Ананьев Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. – 1963. – 5. – С. 12-20.
4. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояния: учебное пособие. – СПб., 2008. – 360 с.
5. Польшин А.К. Психологические факторы произвольной регуляции состояния: автореф. канд. дис. – М., 2004. – 210 с.
6. Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. – М., 2009. – 320 с.
7. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. – М., 2005. – 150 с.
8. Мильман Ю.А. Саморегуляция и активность в юношеском возрасте. – М., 2001. – 350 с.
9. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 2006. – 450 с.
10. Славина А.С. Дети с аффективным поведением. – М., 2000. – 360 с.
11. Аболин Л.М., Чебыкин А.Я. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формиро- вания у спортсменов // Психологический журнал. – 2004. – 4. – С. 20-25.
12. Спиридонов В.И. Основы формирования здорового образа жизни методом цигун. – Алматы, 2000. – 120 с.
1. Pavlov I.P. Dvadcatiletnij opyt ob#ektivnogo izuchenija vysshej nervnoj dejatel’nosti (povedenija) zhivotnyh. – M., 1973.
– 450 s.
2. Basov M.Ja. Obshhie osnovy pedagogiki. – M., 1928. – 254 s.
3. Anan’ev B.G. Bilateral’noe regulirovanie kak mehanizm povedenija // Voprosy psihologii. – 1963. – 5. – S. 12-20.
4. Nikiforov G.S., Filimonenko Ju.I., Pol’shin A.K. Psihologicheskie aspekty samoreguljacii sostojanija: uchebnoe posobie. –
SPb., 2008. – 360 s.
5. Pol’shin A.K. Psihologicheskie faktory proizvol’noj reguljacii sostojanija: avtoref. kand. dis. – M., 2004. – 210 s.
6. Jemocional’naja reguljacija uchebnoj i trudovoj dejatel’nosti. – M., 2009. – 320 s.
7. Psihologicheskie voprosy trenirovki i gotovnosti sportsmenov k sorevnovaniju. – M., 2005. – 150 s.
8. Mil’man Ju.A. Samoreguljacija i aktivnost’ v junosheskom vozraste. – M., 2001. – 350 s.
9. Rejkovskij Ja. Jeksperimental’naja psihologija jemocij. – M., 2006. – 450 s.
10. Slavina A.S. Deti s affektivnym povedeniem. – M., 2000. – 360 s.
11. Abolin L.M., Chebykin A.Ja. Issledovanie jemocional’noj ustojchivosti i psihologicheskie sredstva ee formirovanija u
sportsmenov // Psihologicheskij zhurnal. – 2004. – 4. – S. 20-25.
12. Spiridonov V.I. Osnovy formirovanija zdorovogo obraza zhizni metodom cigun. – Almaty, 2000. – 120 s.
Загрузки
Как цитировать
Kamzanova, A. T., & Satybaldina, N. K. (2015). Психологические особенности эмоциональной устойчивости лиц, занимающихся практикой Цигун. Цигун практикасымен айналысатын тұлғалардың эмоциялық тұрақтылығының психологиялық ерекшеліктері. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 55(4). извлечено от https://bulletin-psysoc.kaznu.kz/index.php/1-psy/article/view/279
Выпуск
Раздел
Психология