Креативный класс в современном городе: парадигмальная модель факторов институционализации

Авторы

  • Н. Шеденова Казахский национальный университет им. Aль-Фараби, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-7621-7634
  • А. Есенаманов Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0009-0007-1202-7226
  • Н. Омуралиев Центр социальных исследований Института философии Национальной академии наук Кыргызской Республики при Президенте Кыргызской Республики, Бишкек, Кыргызстан https://orcid.org/0000-0002-4279-4852

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS202595411

Аннотация

Креативный класс является новым фактором формирования социальной, экономической и культурной сфер города, влияя на его привлекательность для талантов и комфорт проживания. Целью исследования является анализ факторов институционализации и развития креативного класса в городе Алматы, крупнейшем мегаполисе Казахстана. Теоретическими рамками данного исследования выступают теории креативного класса Ричарда Флориды и креативного города Ч. Лэндри. Основные идеи исследования: креативный класс в Казахстане недостаточно институционализирован, город Алматы является важным центром инноваций и творчества Казахстана, который имеет потенциал институционализации креативного класса благодаря средоточию инфраструктуры креативных индустрий, поэтому феномен креативного класса несет в себе положительные последствия для Алматы как креативного центра. Научная значимость заключается в том, что расширены и дополнены теоретические знания о возможностях развития потенциала города Алматы как центра притяжения креативных талантов. Практическая значимость заключается в том, что полученная углубленная экспертная информация будет применена для выработки рекомендаций о мерах поддержки для дальнейшей институционализации креативного класса в городе Алматы. Для данного исследования был применен качественный метод – экспертное интервью. Для анализа экспертного интервью была применена методология обоснованной теория, которая представляет собой набор индуктивных процедур, направленных на восхождение от неструктурированных данных к их концептуализации. В результате была построена парадигмальная модель, демонстрирующая логическую взаимосвязь выявленных в ходе анализа центральных категорий. Проведенное исследование доказывает применимость положений теорий о креативном классе Р. Флориды и Ч. Лэндри в казахстанском контексте, а именно существование креативного класса в городе Алматы и город Алматы как центр притяжения креаторов. Данное исследование позволило выявить логическую связь факторов институционализации креативного класса в г. Алматы. Представляется возможным экстраполировать использованную методологию для выявления текущих тенденций и недостающих элементов для полноценного становления креативного класса в крупных современных городах.

Ключевые слова: креативный класс, креативные индустрии, креатор, креативный город, институционализация.

Биографии авторов

Н. Шеденова, Казахский национальный университет им. Aль-Фараби, Алматы, Казахстан

(автор-корреспондент) – доктор социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: nshedenova@gmail.com

А. Есенаманов, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан

научный сотрудник Центра социологических исследований и социального инжиниринга, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: azat.yessen@gmail.com

Н. Омуралиев, Центр социальных исследований Института философии Национальной академии наук Кыргызской Республики при Президенте Кыргызской Республики, Бишкек, Кыргызстан

доктор социологических наук, профессор, заведующий Центром социальных исследований Института философии Национальной Академии Наук Кыргызской Республики при Президенте Кыргызской Республики, Бишкек, Кыргызстан, e-mail: nurbekcsr@mail.ru

Как цитировать

Шеденова N. ., Есенаманов, А. ., & Омуралиев N. . (2025). Креативный класс в современном городе: парадигмальная модель факторов институционализации. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 95(4). https://doi.org/10.26577/JPsS202595411