Диагностика проблемного использования интернета у студентов: связь с тревожностью и самооценкой личности
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS20259544Аннотация
Цифровое поколение студентов активно использует цифровые гаджеты, фактически проживая в цифровой среде и используя постоянно обновляющийся функционал приложений, что влияет на их психическое здоровье и благополучие. Постоянное использование электронных средств связи и интернета создает как позитивные возможности для развития личности, так и оказывает потенциально неблагоприятное влияние на качество жизни студентов. Цель исследования - проведение диагностики проблемного использования интернета у студентов и выявление его влияния на тревожность и самооценку личности. Для диагностики в исследовании применялись следующие методики: общая шкала проблемного использования интернета, шкала интернет-зависимости Чена, опросник самооценки Уайнхолд, шкала тревоги Спилбергера-Ханина. В статье проанализированы подходы к определению понятия «проблемное использование интернета» (ПИИ), его отличие от интернет-зависимости личности, проведен обзор исследований в Казахстане и мире по диагностике и профилактике проблемного использования интернета, а также предложены результаты эмпирического исследования. В практической части исследования приняли участие 65 студентов-старшекурсников (3-4 курс) Казахского национального университета имени аль-Фараби. Новизна и практическая значимость связана с выявлением значимой корреляционной связи между проблемным использованием интернета и уровнем тревожности и самооценки личности студентов. В заключении предложены рекомендации по профилактике проблемного использования интернета.
Ключевые слова: интернет-аддикция, проблемное использование интернета, проблемное использования мобильного телефона, ментальное здоровье, тревожность, самооценка личности, диагностика и профилактика.
