Образовательное неравенство и шансы сельских учеников на высокие достижения
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS202594306Аннотация
Статья посвящена факторам участия сельских школ Казахстана в национальной олимпиаде «Мың бала», а также индивидуальным и институциональным характеристикам, позволяющим учащимся показывать высокие результаты. Ключевой вопрос – какие индивидуальные и структурные факторы связаны с успешностью ученика в сельской школе на Олимпиаде. В исследовании используются открытые сведения об инфраструктуре школ, участниках и результатах Олимпиады.
В работе применены методы статистического моделирования (регрессионный анализ) с элементами пространственного анализа для поиска механизмов воспроизводства неравенства. Результаты показывают, что в среднем по стране школьники, проживающие в районных центрах, набирают более высокие баллы, чем их сверстники из сельской местности. Вовлечённость школьников в Олимпиаду и их образовательные успехи географически неоднородны, школьная инфраструктура (библиотеки, компьютеры и скорость интернета) не связаны с образовательными успехами школьников. Также обнаружен гендерный разрыв: девочки лучше справляются с заданиями по родному и английскому языку, мальчики – с тестами по естествознанию и математике. Индивидуальные характеристики учеников (пол, язык, место проживания) оказывают меньший эффект на решения тестов на общие способности детей, в отличие от задач по конкретным предметам (математика, естествознание и прочее). Исследование делает вклад в уже существующую академическую и практическую дискуссию об образовательном неравенстве и специфике обучения в сельских школах. Практическая значимость исследования заключается в выработке эффективных стратегий по поддержке школ за пределами городов и даст аргументы для выработки политики повышения качества школьного образования в Республике Казахстан.
Ключевые слова: социальное неравенство, образовательное неравенство, сельские школы, одарённость, Казахстан.