Образовательное неравенство и шансы сельских учеников на высокие достижения

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS202594306
        16 8

Аннотация

Статья посвящена факторам участия сельских школ Казахстана в национальной олимпиаде «Мың бала», а также индивидуальным и институциональным характеристикам, позволяющим учащимся показывать высокие результаты. Ключевой вопрос – какие индивидуальные и структурные факторы связаны с успешностью ученика в сельской школе на Олимпиаде. В исследовании используются открытые сведения об инфраструктуре школ, участниках и результатах Олимпиады.

В работе применены методы статистического моделирования (регрессионный анализ) с элементами пространственного анализа для поиска механизмов воспроизводства неравенства. Результаты показывают, что в среднем по стране школьники, проживающие в районных центрах, набирают более высокие баллы, чем их сверстники из сельской местности. Вовлечённость школьников в Олимпиаду и их образовательные успехи географически неоднородны, школьная инфраструктура (библиотеки, компьютеры и скорость интернета) не связаны с образовательными успехами школьников. Также обнаружен гендерный разрыв: девочки лучше справляются с заданиями по родному и английскому языку, мальчики – с тестами по естествознанию и математике. Индивидуальные характеристики учеников (пол, язык, место проживания) оказывают меньший эффект на решения тестов на общие способности детей, в отличие от задач по конкретным предметам (математика, естествознание и прочее). Исследование делает вклад в уже существующую академическую и практическую дискуссию об образовательном неравенстве и специфике обучения в сельских школах. Практическая значимость исследования заключается в выработке эффективных стратегий по поддержке школ за пределами городов и даст аргументы для выработки политики повышения качества школьного образования в Республике Казахстан.

Ключевые слова: социальное неравенство, образовательное неравенство, сельские школы, одарённость, Казахстан.

Биографии авторов

Ж. Аубакирова, Корпоративный фонд «Фонд «El Umiti», Астана, Казахстан

(автор - корреспондент) – научный сотрудник Kazakhstan Sociology Lab Корпоративного фонда «Фонд «El Umiti», Астана, Казахстан, e-mail: zhaniya.abkr@gmail.com

А. Амрин, Корпоративный фонд «Фонд «El Umiti», Астана, Казахстан

директор Корпоративного фонда «Фонд «El Umiti», Астана, Казахстан, e-mail: aslanbekamrin@gmail.com;

С. Казтаева, Корпоративный фонд «Фонд «El Umiti», Астана, Казахстан

PhD, научный сотрудник Kazakhstan Sociology Lab Корпоративного фонда «Фонд «El Umiti», Астана, Казахстан, e-mail: ss.kaztayeva@gmail.com

К. Тенишева, Европейский университет

кандидат социологических наук, доцент, директор программ по направлению Социология, Школа вычислительных социальных наук, Европейский университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ktenisheva@eu.spb.ru

Загрузки

Как цитировать

Аубакирова, Ж., Амрин, А., Казтаева, С., & Тенишева, К. (2025). Образовательное неравенство и шансы сельских учеников на высокие достижения . Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 94(3), 64–78. https://doi.org/10.26577/JPsS202594306