Критическая теория и критическая рефлексия в образовании социальной работы в Казахстане

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS202594307
        30 12

Аннотация

В соответствии с глобальными этическими принципами социальной работы, социальные работники призваны бороться со стигматизацией, дискриминацией, угнетением и нарушением прав человека во всех формах. В условиях уникального культурного контекста Казахстана социальная работа сталкивается с проблемами, связанными с необходимостью интеграции Глобальных профессиональных стандартов и местных социокультурных норм. В связи с этим критическая теория и критическая рефлексия становятся важнейшими компонентами подготовки социального работника. Целью настоящего исследования является анализ интеграции критических теорий и развитии критической рефлексии в образовательных программах по социальной работе в Казахстане, с акцентом на возникающие этические противоречия и стратегии, используемые преподавателями. В исследовании приняли участие 14 преподавателей (n=14) из семи университетов Казахстана. Были использованы методы глубинных интервью и рефлексивного тематического анализа. Анализ качественных данных показал, что критические теории применяются фрагментарно и часто интуитивно, в то время как феминистская теория является наиболее узнаваемой. По словам преподавателей, обсуждение стигматизации, дискриминации и гендерного неравенства активно поддерживается, в то время как темы власти и иерархии воспринимаются ими как политизированные и не имеющие отношения к социальной работе. Кроме того, понятия критического мышления и критической рефлексии путаются. Авторы подчеркивают необходимость институциональной поддержки и повышения компетентности преподавателей социальной работы для систематического внедрения критического образования, способствующего формированию социальной чувствительности и профессионального самосознания будущих социальных работников. Проведенное исследование вносит вклад в развитие теоретической и методической базы критически ориентированного образования по социальной работе в Казахстане. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования при разработке учебных планов, подготовке преподавателей и формировании образовательной политики в области социальной работы в Казахстане и других странах со схожим культурным контекстом.

Ключевые слова: критическая рефлексия, критическая теория, образование в области социальной работы, профессиональная этика, социальная справедливость, культурные ценности.

Биографии авторов

А. Калмыкбаева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

автор-корреспондент) – докторант, образовательная программа «8D11401 Социальная работа», Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: kalmykbaeva.13@gmail.com

А. Мустафина, Университет Нархоз, Алматы, Казахстан

PhD, ассоциированный профессор, Гуманитарная школа, университет Нархоз, Алматы, Казахстан, e-mail: aigul.mustafina@narxoz.kz

М. Боричко, Гданьский Университет, Гданьск, Польша

PhD, ассоциированный профессор кафедры социальной педагогики, Гданьский университет, Гданськ, Польша, e-mail: marcin.boryczko@ug.edu.pl

Загрузки

Как цитировать

Калмыкбаева, А. ., Мустафина, А. ., & Боричко, М. . (2025). Критическая теория и критическая рефлексия в образовании социальной работы в Казахстане. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 94(3), 79–88. https://doi.org/10.26577/JPsS202594307