Критическая теория и критическая рефлексия в образовании социальной работы в Казахстане
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS202594307Аннотация
В соответствии с глобальными этическими принципами социальной работы, социальные работники призваны бороться со стигматизацией, дискриминацией, угнетением и нарушением прав человека во всех формах. В условиях уникального культурного контекста Казахстана социальная работа сталкивается с проблемами, связанными с необходимостью интеграции Глобальных профессиональных стандартов и местных социокультурных норм. В связи с этим критическая теория и критическая рефлексия становятся важнейшими компонентами подготовки социального работника. Целью настоящего исследования является анализ интеграции критических теорий и развитии критической рефлексии в образовательных программах по социальной работе в Казахстане, с акцентом на возникающие этические противоречия и стратегии, используемые преподавателями. В исследовании приняли участие 14 преподавателей (n=14) из семи университетов Казахстана. Были использованы методы глубинных интервью и рефлексивного тематического анализа. Анализ качественных данных показал, что критические теории применяются фрагментарно и часто интуитивно, в то время как феминистская теория является наиболее узнаваемой. По словам преподавателей, обсуждение стигматизации, дискриминации и гендерного неравенства активно поддерживается, в то время как темы власти и иерархии воспринимаются ими как политизированные и не имеющие отношения к социальной работе. Кроме того, понятия критического мышления и критической рефлексии путаются. Авторы подчеркивают необходимость институциональной поддержки и повышения компетентности преподавателей социальной работы для систематического внедрения критического образования, способствующего формированию социальной чувствительности и профессионального самосознания будущих социальных работников. Проведенное исследование вносит вклад в развитие теоретической и методической базы критически ориентированного образования по социальной работе в Казахстане. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования при разработке учебных планов, подготовке преподавателей и формировании образовательной политики в области социальной работы в Казахстане и других странах со схожим культурным контекстом.
Ключевые слова: критическая рефлексия, критическая теория, образование в области социальной работы, профессиональная этика, социальная справедливость, культурные ценности.