Практика «QPR» по предотвращению суицида для обеспечения благополучия подростков и молодежи: опыт реализации в Республике Казахстан

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS202594305
        3 7

Аннотация

Исследования самоубийств и методов их предотвращения является одной из ключевых тем
современной науки. Особенно значимыми становятся исследования эффективных и масштаби-
руемых стратегий профилактики, направленных на снижение риска суицида среди молодежи.
«QPR» («Question, Persuade, Refer») – один из доступных к масштабированию подходов по пре-
дотвращению суицидов, который предполагает подготовку привратников («gatekeeper») из чис-
ла обычных людей, способных распознавать признаки суицидального поведения и выстраивать
диалог с потенциальными суицидентами таким образом, чтобы способствовать их обращению к
специализированной помощи. Подход показал эффективность применения в мировой практике
и имел опыт реализации в Казахстане.
Целью данного исследования является анализ эффективности внедрения метода QPR для
предотвращения суицида и обеспечения благополучия подростков и молодых людей в Респу-
блике Казахстан. Исследователями был проведен анализ оценки применения метода в учебных
заведениях. Авторы проанализировали отчеты супервизий специалистов, которые были обучены
методике QPR и получили сопровождение при внедрении ее в практику. Были выявлены слож-
ности, с которыми столкнулись те, кто внедрял метод QPR в практическую деятельность и эф-
фекты, которые они отметили.
Авторы исследования делают вывод о том, что привратники позитивно оценили метод, но,
поскольку в некоторых регионах республики на период реализации проекта по внедрению от-
сутствовали службы, в которые они могли бы перенаправлять потенциальных суицидентов, при-
менение метода QPR не могло быть полноценно реализовано. Стигма и негативная оценка на-
селением квалификации профессионалов, к которым можно было бы направить лиц с высоким
суицидальным риском, так же зачастую препятствуют эффективности работы привратников по
методу QPR. Авторами так же выявлены особенности деятельности служб учебных заведений,
которые тоже могут сказываться на эффективности проектов по превенции суицидов. Представ-
ленный анализ призван помочь тем, кто занимается разработкой и реализацией программ пре-
венции суицида учитывать сложности и особенности, которые могут оказывать влияние на ход и
эффективность проектов, призванных решить проблему суицида среди подростков и молодежи
Республики Казахстан.
Ключевые слова: суицид, превенция суицида, благополучие, метод «QPR», оценка суици-
дальных рисков.

Биографии авторов

А. Жумангалиева, Университет «Туран», Алматы, Казахстан

(автор-корреспондент) – докторант, университет «Туран», Алматы, Казахстан, е-mail: 23241091@turan-edu.k

А. Петрулити, Университет Vytautas Magnus, Вильнюс, Литва

доктор психологических наук, профессор, университет «Vytautas Magnus», Вильнюс, Литовская Республика, е-mail: ala.petrulyte@vdu.lt

М. Мун, Университет «Туран», Алматы, Казахстан

кандидат психологических наук, ассоциированный профессор, университет «Туран», Алматы, Казахстан, е-mail: m.mun@turan-edu.kz

Загрузки

Как цитировать

Жумангалиева, А., Петрулити, А., & Мун, М. (2025). Практика «QPR» по предотвращению суицида для обеспечения благополучия подростков и молодежи: опыт реализации в Республике Казахстан. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 94(3), 51–62. https://doi.org/10.26577/JPsS202594305