Разработка национальной политики в области профориентации как инструмента развития социального государства

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS2025943010
        16 38

Аннотация

Актуальность данного научного исследования заключается в растущей значимости анализа стратегий государственного уровня в сфере профессиональной ориентации как важнейшего фактора, способствующего становлению и развитию социального государства. В современном общественно-политическом дискурсе роль профессиональной ориентации сместилась с узкой образовательной задачи на более широкий инструмент социально-экономического регулирования и социальной интеграции. Соответственно, данное исследование направлено на изучение взаимосвязи между государственной политикой профориентации и структурной эволюцией государства всеобщего благосостояния.

Основная цель состоит в том, чтобы оценить, в какой степени национальная политика в области профессиональной ориентации способствует повышению показателей социального развития и укреплению институтов социального обеспечения. В исследовании ставится ряд исследовательских задач для достижения этой цели. К ним относятся: теоретический и методологический анализ роли государства в профориентации как механизма развития; выявление глобальных тенденций в государственной политике содействия карьере молодежи; сравнительная оценка лучших международных практик реализации стратегий профессиональной ориентации; разработка методологических инструментов для оценки влияния различных государственных подходов. о развитии социального обеспечения; и формулирование политических рекомендаций для органов государственного управления относительно использования профориентации в качестве стратегического инструмента продвижения социального государства.

Исследование основано на подходе системного анализа, позволяющем рассматривать профессиональную ориентацию как часть сложной и взаимосвязанной системы, функционирующей в условиях политической и экономической неопределенности. Был использован полный набор качественных и количественных методов исследования, включая сравнительный анализ, логические рассуждения, синтез, дедукцию, методы классификации и социологические опросы. Эмпирическая часть исследования подкреплена визуализированными данными в виде таблиц и диаграмм, которые иллюстрируют особенности и эффективность различных государственных подходов, этапы внедрения профориентации, структурные модели учреждений профессионального образования и результаты опросов, проведенных среди целевых групп населения.

Ключевые слова: методы совершенствования деятельности государства, устойчивое социальное развитие, дефицит кадров, профессиональная ориентация абитуриентов.

Биографии авторов

А. Жакыпбек, Университет Мирас, Шымкент, Казахстан

старший преподаватель, университет Мирас, Шымкент, Казахстан, e-mail: aigerimzhaqypbek@gmail.com

И. Сарыбаева, Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, Алматы, Казахстан

(автор-корреспондент)  – кандидат социологических наук, старший преподаватель общеуниверситетской кафедры гуманитарных дисциплин, Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, Алматы, Казахстан, e-mail:  Indira-1982@mail.ru

А. Монтаев, Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова, Шымкент, Казахстан

PhD, старший преподаватель, Южно-Казахстансий университет им. М.Ауэзова, Шымкент, Казахстан, e-mail: ardaqmon@gmail.com

С. Султанов, Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова, Шымкент, Казахстан

доктор политических наук, доцент, Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова, Шымкент, Казахстан, e-mail:  sultanovser999@mail.ru

Ф. Ахмедова, Национальный университет Узбекистана им. М.Улугбека, Ташкент, Узбекистан

PhD, доцент кафедры социологии, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, Ташкент, Узбекистан, e-mail: farihon72@mail.ru

Загрузки

Как цитировать

Жакыпбек, А. ., Сарыбаева . I., Монтаев, А. ., Султанов S., & Ахмедова . F. (2025). Разработка национальной политики в области профориентации как инструмента развития социального государства. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 94(3), 118–131. https://doi.org/10.26577/JPsS2025943010