Диагностика эмоционального выгорания учителей с использованием инструмента оценки выгорания (BAT) и технологий искусственного интеллекта

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS202592102
        50 32

Аннотация

В данной статье рассматривается использование Инструмента оценки выгорания (BAT) и технологий искусственного интеллекта (ИИ) для диагностики эмоционального выгорания учителей. Из-за высокой профессиональной нагрузки педагоги часто сталкиваются с эмоциональным выгоранием, проявляющимся в истощении, отстранённости и когнитивных нарушениях. В исследовании приняли участие 200 учителей на базе АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» г.Алматы, распределённых по половым и возрастным группам, а также были применены технологии ИИ, включая диагностические чат-боты, отслеживающие уровень выгорания в режиме реального времени.Результаты исследования подтверждают, что возраст значительно влияет на уровень выгорания, особенно среди мужчин, а также, что в старших возрастных группах наблюдаются более высокие уровни истощения. Различия между возрастными группами оказались статистически незначительными, была выявлена тенденция к повышенному уровню выгорания у педагогов с увеличением возраста.Применение ИИ продемонстрировало свою эффективность в диагностике, упрощая сбор данных и предоставляя мгновенную обратную связь. Интеграция ИИ-методов позволяет проводить диагностику более точно и оперативно, облегчая процесс мониторинга выгорания среди педагогов. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для образовательных учреждений по внедрению ИИ-методов диагностики эмоционального выгорания. Полученные данные могут быть использованы для создания программ профилактики выгорания, направленных на улучшение психоэмоционального состояния учителей, повышение их профессиональной устойчивости и качества образовательного процесса. Внедрение таких программ способствует снижению уровня стресса среди педагогов и созданию более благоприятной рабочей среды в образовательных организациях.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, инструмент оценки выгорания (BAT), искусственный интеллект, благополучие учителей, образовательная психология.

Биографии авторов

Ә. Ғабдрахман, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

докторант Казахского Национального университета имени Аль-Фараби, e-mail: adlmoviemaker@gmail.com

Х. Угур, НИИ Academic Window, Нью-Джерси, США

доктор PhD, основатель научно-исследовательского центра Academic Window, e-mail: hasan.ugur@academicwindow.com

З. Мадалиева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, e-mail: madalievaz.b@bk.ru

 

Загрузки

Как цитировать

Ғабдрахман A., Угур H., & Мадалиева Z. . (2025). Диагностика эмоционального выгорания учителей с использованием инструмента оценки выгорания (BAT) и технологий искусственного интеллекта . Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 92(1), 27–40. https://doi.org/10.26577/JPsS202592102