Гендерное неравенство и образовательные устремления женщин из этнических сообществ: на примере таджикских женщин Туркестанкого региона

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS2025932010
        29 18

Аннотация

Гендерное неравенство в образовании и профессиональной реализации остается актуальной проблемой в современном обществе, особенно среди этнических сообществ. Настоящее исследование посвящено анализу образовательных и карьерных возможностей таджикских женщин в Туркестанском регионе Казахстана. Целью исследования является изучение влияния традиционных, советских и западных дискурсов на гендерные роли, образовательные устремления и профессиональные возможности таджикских женщин.

Методология работы базируется на качественном подходе, включающем нарративные интервью и наблюдения за объектами исследования. Были проанализированы мнения более 16 респонденток, представленных женщинами таджикской этнической группы разного возраста, уровня образования и социального положения. Полученные качественные данные были обработаны с использованием программного обеспечения MAXQDA.

Результаты исследования указывают, что таджикские женщины сталкиваются с ограничениями, связанными с традиционными гендерными ролями и особенностями их этнокультурной среды. Несмотря на стремление дать своим детям образование, социальные и финансовые барьеры остаются серьезными препятствиями. Влияние семейных ожиданий, культурных традиций и социально-экономических условий ограничивает их профессиональные и образовательные перспективы.

Работа вносит вклад в изучение гендерного неравенства, демонстрируя сложность взаимодействия культурных дискурсов в формировании социальных ролей женщин. Практическая ценность исследования заключается в возможности понимания барьеров в образовании и в профессиональной реализации казахстанских женщин в целом, на примере женщин-таджичек и в разработки возможностей, направленных на повышение уровня образования и социального статуса женщин для осуществления гендерного равенства в Казахстане.

Ключевые слова: гендерное неравенство, образование, этнические сообщества, карьера, таджикский этнос, женщины

Биографии авторов

Э. Отар, Евразийский национальный университет им Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

PhD, и.о. доцента кафедры социологии Евразийского национального университета им Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан, e-mail:  Ot_el@mail.ru 

А. Несипбаева, Евразийский национальный университет им Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

докторант 2 курса специальности социология, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана Казахстан, e-mail: nesipbaevaalem1980@gmail.com

Х. Беширли, Анкары Хачи Байрам Вели, Анкара, Турция

доктор, профессор кафедры социологии, университета Анкары Хачи Байрам Вели, Анкара, Турция, e-mail. hayati.besirli@hbv.edu.tr

Загрузки

Как цитировать

Отар E., Несипбаева A., & Беширли H. . (2025). Гендерное неравенство и образовательные устремления женщин из этнических сообществ: на примере таджикских женщин Туркестанкого региона. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 93(2), 116–126. https://doi.org/10.26577/JPsS2025932010