Эмоциональный интеллект: ключевой аспект в развитии детей дошкольного возраста

Авторы

  • Б. Матаев Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлана, Павлодар, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-0610-5108
  • А. Темиржанова Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлана, Павлодар, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-1862-2794
  • А. Бекишева Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлана, Павлодар, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-6484-0194
  • Ф. Омер Университет Токат Газиосманпаша, Токат, Турция https://orcid.org/0000-0002-8910-2817

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS202593203
        40 28

Аннотация

В данной работе исследуется значение эмоционального интеллекта (ЭИ) в развитии детей дошкольного возраста. Цель исследования – выявить ключевые компоненты ЭИ, изучить их влияние на социальное и эмоциональное развитие детей, а также разработать программу для его формирования. Научная значимость работы заключается в подтверждении влияния ЭИ на развитие социальных навыков, способности к адаптации, эмоциональное взаимодействие детей с окружающими. Методология включает наблюдения за поведением детей в различных ситуациях, опросы родителей и педагогов, а также тестирование уровня ЭИ с использованием проверенных методик. Результаты показывают, что дети с высоким уровнем ЭИ лучше понимают свои эмоции, успешно решают конфликты, демонстрируют эмпатию и налаживают отношения со сверстниками. Исследование вносит вклад в развитие образовательной практики, подчеркивая важность ЭИ для подготовки детей к школе. Практическое значение состоит в создании рекомендаций для родителей и педагогов, а также разработке инновационных программ, направленных на развитие ЭИ через игры, тренировки саморегуляции, групповое общение и обучение эмоциональной эмпатии. Полученные результаты помогут более глубоко понять важность ЭИ в воспитательном процессе.

Ключевые слова: дошкольники; развитии детей дошкольного возраста; эмоциональный интеллект; детские психологи; развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Биографии авторов

Б. Матаев, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлана, Павлодар, Казахстан

(автор-корреспондент)- доктор философии (PhD), ассоциированный профессор высшей школы педагогики, Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлан, Павлодар, Казахстан, e-mail: matayevba@pspu.kz

А. Темиржанова, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлана, Павлодар, Казахстан

магистр педагогических наук, Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлана, Павлодар, Казахстан, e-mail:  temirzhanova_aida_1@teachers.ppu.edu.kz 

А. Бекишева, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлана, Павлодар, Казахстан

магистр педагогических наук, Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлан, Павлодар, Казахстан, e-mail:  bekisheva_anara_1@teachers.ppu.edu.kz

Ф. Омер, Университет Токат Газиосманпаша, Токат, Турция

Доктор философии (PhD), профессор, Университет Токат Газиосманпаша, Токат, Турция, e-mail:  omerfaruk.sonmez@gop.edu.tr

Загрузки

Как цитировать

Матаев, В., Темиржанова A., Бекишева A., & Омер F. . (2025). Эмоциональный интеллект: ключевой аспект в развитии детей дошкольного возраста. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 93(2), 26–36. https://doi.org/10.26577/JPsS202593203