Научные предпосылки и уровневые особенности самооценки у будущих специалистов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS202592104
        29 11

Аннотация

Содержание статьи направлено на объяснение и определение концептуальных основ самооценки как предпосылки саморазвития будущих специалистов. В современном обществе, где профессиональная идентичность и личностное развитие становятся ключевыми факторами успешной карьеры, понимание самооценки как психологического конструкта становится особенно актуальным. Цель исследования - теоретически изучить факторы, формирующие самооценку, а также экспериментально определить ее уровни: высокий, адекватный и низкий. Методика исследования основана на анкетировании и тестировании студентов, что позволяет получить объективные данные о самооценке и выявить особенности ее уровня. В результате исследования установлено, что существенных различий по количественным и качественным показателям недостаточно высокого, адекватного и неадекватно низкого уровня самооценки у будущих педагогов-психологов и будущих специалистов других образовательных учреждений нет. Более половины из 361 испытуемого, принявшего участие в эксперименте, оценили свою самооценку как неадекватную. В обеих выборочных группах около трети участников оценили себя как адекватные. Испытуемые, оценившие свою самооценку как неадекватную, составляли примерно одну пятую от общего числа испытуемых в каждой группе. Вклад данной работы заключается в углублении понимания самооценки как важного аспекта личностного и профессионального развития, а также в разработке рекомендаций по повышению адекватной самооценки у студентов. Практическая значимость результатов работы заключается в возможности использования полученных данных для создания программ поддержки и развития будущих специалистов, что, в свою очередь, способствует их успешной интеграции в профессиональную среду.

Ключевые слова: самооценка, саморазвитие, личностные качества, профессиональные качества.

Биографии авторов

А. Жолдыбекова, Alikhan Bokeikhan University, Семей, Казахстан

докторант 3 курса образовательной программы 8D01101 – Педагогика и психология, университет им. Алихана Бокейханова, e-mail: asema.kalieva.86@mail.ru

Г. Аюпова, Alikhan Bokeikhan University, Семей, Казахстан

РhD, доцент кафедры педагогики и психологии, Alikhan Bokeikhan University, e-mail: gulbarshin63@mail.ru

Ю. Гелишли, Университет Гази, Анкара, Турция

доктор социологических наук, профессор университета Гази, e-mail: ygelisli@gmail.com

Загрузки

Как цитировать

Жолдыбекова, А., Аюпова, Г., & Гелишли, Ю. (2025). Научные предпосылки и уровневые особенности самооценки у будущих специалистов. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 92(1), 55–69. https://doi.org/10.26577/JPsS202592104