Научные предпосылки и уровневые особенности самооценки у будущих специалистов
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS202592104Аннотация
Содержание статьи направлено на объяснение и определение концептуальных основ самооценки как предпосылки саморазвития будущих специалистов. В современном обществе, где профессиональная идентичность и личностное развитие становятся ключевыми факторами успешной карьеры, понимание самооценки как психологического конструкта становится особенно актуальным. Цель исследования - теоретически изучить факторы, формирующие самооценку, а также экспериментально определить ее уровни: высокий, адекватный и низкий. Методика исследования основана на анкетировании и тестировании студентов, что позволяет получить объективные данные о самооценке и выявить особенности ее уровня. В результате исследования установлено, что существенных различий по количественным и качественным показателям недостаточно высокого, адекватного и неадекватно низкого уровня самооценки у будущих педагогов-психологов и будущих специалистов других образовательных учреждений нет. Более половины из 361 испытуемого, принявшего участие в эксперименте, оценили свою самооценку как неадекватную. В обеих выборочных группах около трети участников оценили себя как адекватные. Испытуемые, оценившие свою самооценку как неадекватную, составляли примерно одну пятую от общего числа испытуемых в каждой группе. Вклад данной работы заключается в углублении понимания самооценки как важного аспекта личностного и профессионального развития, а также в разработке рекомендаций по повышению адекватной самооценки у студентов. Практическая значимость результатов работы заключается в возможности использования полученных данных для создания программ поддержки и развития будущих специалистов, что, в свою очередь, способствует их успешной интеграции в профессиональную среду.
Ключевые слова: самооценка, саморазвитие, личностные качества, профессиональные качества.