СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2024.v89.i2.08Аннотация
В данной статье представлен социологический анализ развития технического и профессионального образования (ТиПО) в Казахстане за годы независимости.
Ввиду обширности темы исследования, в данной статье приведены результаты вторичного анализа данных, проведенных на основе обработки данных официальной статистики и национальных докладов о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан. В работе использованы следующие методы: статистический сравнительный, анализ и синтез, метод прогнозирования.
Проблемы в исследуемой сфере обусловлены целым рядом факторов: низкий престиж обучения на технических специальностях среди казахстанской молодежи; несоответствие полученных навыков в ТиПО требованиям рынка труда; низкая заинтересованность работодателей (бизнеса) к участию в процессе разработки содержания ТиПО; отсутствие анализа и инструментов оценивания эффективности реализации государственных мер.
Результаты анализа показали, что, несмотря на предпринимаемые государством меры, до сих пор не решены вопросы качества образования, его ориентации на прикладные компетенции в приобретаемой специальности, которые могли бы способствовать трудоустройству будущего выпускника, бизнес слабо ориентирован на социальное партнерство с колледжами, но спрос на технические специальности сохраняется в долгосрочной перспективе. Проведенные исследования имеют теоретическую и практическую значимость для дальнейшего развития технического и профессионального образования в Казахстане.
Ключевые слова: техническое и профессиональное образование, сеть и контингент ТиПО, государственный заказ, материально-техническая база, кадровый потенциал, бизнес и ТиПО.