ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v86.i3.011Аннотация
Профессиональные установки формируются в процессе взаимодействия личных предпочтений и влияния социального окружения и являются основой профессионального выбора выпускника школы. Профессиональные установки формируются под влиянием многих факторов, в том числе целенаправлено профоритенционной работе. Профориентационная работа направлена на формирование профессиональных предпочтений у старшеклассников согласно запросам рынка труда. Несмотря на проводимую в школе профессиональную ориентацию, усиление информационной работы и увеличения государственных грантов на обучение старшеклассники встречаются трудностями при выборе будущей профессии. В результате прослеживается динамика трудоустройства не по специальности, получения второго высшего образования и снижение конкурентоспособности на рынке труда. В статье представлены результаты исследования, проведенного среди старшеклассников в 2022 году. Целью исследования является изучение процесса формирования профессиональных установок старшеклассников казахстанских школ и влияния профориентационных работ на их формирование. Результаты исследования демонстрируют, что большинство старшеклассников изменили свои первоначальные профессиональные установки. Основными факторами, которые повлияли на эти изменения являются трансформация рынка труда, советы «значимых других», и возможность трудоустройства. Исследование свидетельствует, что проведение профориенционной работы варьируется в зависимости от типа школы. Результаты исследования способствуют пониманию процесса формирования профессиональных установок и оценке значимости различных факторов.
Ключевые слова: старшеклассники, профессиональные установки, профориентационная работа, профессиональный выбор, привлекательные профессии, выбор специальности.