СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОНЯТИЯ И ЕГО ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v86.i3.02Аннотация
В данной статье представлены результаты проведенного исследования эмоционального состояния субъектов процесса образования – школьников, студентов, учителей и преподавателей ВУЗов Казахстана, в условиях дистанционного и онлайн-обучения; выявляются их положительные и отрицательные стороны. Онлайн-обучение рассматривается как фактор, влияющий на истощение эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов учителей и преподавателей. В процессе обучения происходит не только развитие интеллекта и получение знаний, но и формирование личности, социализация, профессиональное становление личности.
Актуальность исследования определяется появлением ряда новых трудностей, с которыми субъекты учебного процесса теперь вынуждены справляться самостоятельно: отсутствие живого контакта с одноклассниками, коллегами, одногруппниками; малая физическая активность, постоянное нахождение за компьютером. Практическая и научная значимость заключается в выявлении воздействия дистанционного и онлайн-обучения на психоэмоциональное состояние всех субъектов образовательного процесса, разработке практических рекомендаций по улучшению их психологического и физического здоровья.
В исследовании приняло участие 300 человек (субъектов образовательного процесса: ученики с 5 по 11 классы, студенты, преподаватели и учителя ВУЗов). Для решения поставленных задач был разработан онлайн-опросник «Эмоциональное и физическое состояние школьников, студентов, учителей и преподавателей в условиях дистанционного обучения». По результатам проведённого исследования сформулирован ряд рекомендаций для субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: дистанционное и онлайн-образование; эмоциональное выгорание; субъекты образовательного процесса; психоэмоциональное состояние.
Загрузки
Версии
- 2023-11-02 (2)
- 2023-09-07 (1)