Новая религия для 21 века: интерпретация «датаизма» из социологии Пьера Бурдье
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v85.i2.012Аннотация
В статье даются прогнозы относительно датаизма, отмечаются разногласия по поводу опре-деления, выделяя тенденцию воспринимать его как проблематичную угрозу человечеству. Дата-изм рассматривается с точки зрения специфических религиозных черт, конструирования веры и доверия к алгоритмам, формирования групп специалистов и накопления символической силы. Социология религии Пьера Бурдье - это теоретическая основа, используемая для изучения ми-ровоззрения, убеждений и моральных предписаний, вытекающих из датаизма. В свою очередь, виртуальность и цифровые практики бросают вызов традиционным концепциям габитуса и дис-позиции, используемым в социологии, что требует переопределения некоторых эпистемоло-гических и методологических аспектов такой концептуальной основы. Датаизм зародился как нейтральная научная теория, но теперь он мутирует в религию, претендующую на то, чтобы определять правильное и неправильное. Используемый подход Бурдье для изучения религиоз-ных явлений (состав духовенства, распределение габитуса среди населения и взаимосвязь между религиозными и нерелигиозными областями) дает интерпретацию датаизма, который создает и обеспечивает духовные потребности, мировоззрение, связанное с доверием к алгоритму и моральные требования, вытекающие из догмы о свободе информации. Вместе с тем ставится вопрос дальнейшего выяснения акторов, вовлеченных в институционализацию духовенства, о местах и темпоральности для совершения обрядов и габитуса, о действиях технологических устройств. Автор поддерживает концептуализацию датаизма как религии, поскольку он предпо-лагает элементы, провоцирующие верования, доктрины и практики, которые способны изменить общество и делится соображениями, чтобы сориентировать дальнейшие теоретические или эм-пирические исследования датаизма.
Ключевые слова: Бурдье, датаизм, религия, виртуальность, цифровые практики.