Стили педагогического общения в работе диспетчера-инструктора управления воздушным движением
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2023.v84.i1.05Аннотация
В последние годы в авиационной сфере всё большее значение приобретает процесс под-готовки и переподготовки авиационных специалистов как один из ключевых факторов, влия-ющий на снижение числа авиационных происшествий и инцидентов. В статье рассматривается один из методов применения новых стандартов и требований авиационной сферы к понятию компетентности диспетчеров-инструкторов управления воздушным движением (УВД), описаны предыдущие исследования по психолого-педагогическим аспектам деятельности инструктора УВД, рассмотрено понятие «психолого-педагогическое общение», его связь с компетентностью инструктора; описаны особенности психолого-педагогического общения инструктора-диспетче-ра и стажёра в процессе обучения, проанализированы различные стили педагогического обще-ния по С.А. Шейну. Приведены результаты исследования стилей педагогического общения у диспетчеров-инструкторов УВД, согласно Шейну; даны рекомендации для выбора наиболее оптимального стиля при взаимодействии диспетчера-инструктора УВД и стажёра. Целью иссле-дования было изучение особенностей психолого-педагогического стиля общения диспетчера-инструктора УВД со стажёрами. Были изучены рабочие документы по подготовке авиационного персонала, требования и рекомендации международных авиационных организаций, а также со-поставлены компетенции инструкторов со стилями их педагогического общения со стажёрами. Научная значимость работы заключается в анализе психолого-педагогической составляющей взаимодействия инструктора и стажёра, исследовании отдельного компонента работы инструк-тора в свете новых требований авиационной отрасли. Практическая значимость состоит в полу-ченной информации о стилях педагогического общения действующих инструкторов, которая может применяться при отборе кандидатов на должность инструктора и на курсах повышения квалификации и, тем самым, повышать эффективность обучения. Методология исследования состояла в анализе руководящих авиационных документов и применении анкеты по методике С.А. Шейна. В ходе опытно-экспериментальной работы были определены стили психолого-пе-дагогического общения инструкторов. Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости уделять достаточно внимания современному представлению о компетентности инструкторов на курсах повышения квалификации, находить методы обучения инструкторского состава, позволяющие выработать свой оптимальный стиль психолого-педагогического обще-ния, внедрить навыки сотрудничества, наставничества, этики и честности и препятствовать по-явлению и развитию у них противоположных качеств.
Ключевые слова: компетентность диспетчера – инструктора УВД, стиль психолого-педаго-гического общения, человеческий фактор, навыки инструктора