АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2024.v90.i3.02Аннотация
В эпоху развития глобальных цифровых платформ социальной коммуникации важно научно обосновать концепцию и структуру процесса цифровой социализации личности. Цифровая социализация молодого поколения рассматривается как процесс, ориентированный на развитие социальных навыков эффективного взаимодействия в цифровой среде, отношений и идентичность посредством цифровых технологий. Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа ведущих современных концепций цифровой социализации и выделении показателей и критериев цифровой социализированности личности. Методология исследования основана на анализе ведущих зарубежных концепциях цифровой социализации личности. По итогам анализа концепции цифровой социализации разработана авторская анкета «Диагностика уровня цифровой социализированности подростков в образовательной среде». В рамках данного исследования проведено анкетирование учащихся средних обещеобразовательных школ г. Уральска и районных школ Западно-Казахстанской области. В рамках проведенного исследования определена необходимость комплексной психологической работы по развитию культуры поведения в цифровом пространстве, развитию навыков креативного использования цифровых технологии, развитию способности к критическому мышлению в работе с медиаисточниками, привитию навыков эмоционального самоконтроля и саморегуляции в онлайн-общении. Результаты данного исследования дополняют знания в области социальной психологии, психологической диагностики личности. Выделенные показатели и критерии цифровой социализированности могут быть применены как основа для разработки новых методик психологической диагностики уровня успешной цифровой социализированности детей и подростков.
Ключевые слова: цифровая социализация; цифровые технологии; цифровая культура; цифровая среда; онлайн-пространство; успешная цифровая социализация.