Свободно-ассоциативный эксперимент по выявлению факторов личностного развития молодежи в контексте профессионального образования
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v82.i3.08Аннотация
В условиях стремительных изменений, происходящих в социально-экономической жизни Казахстана, большое внимание уделяется молодежи, которая постепенно занимает активные позиции в экономической, политической и культурной сферах. Молодежь нацелена на развитие и продвижение своих инициатив, в основном начиная реализовывать их во время профессиональной подготовки. В этих условиях социокультурный потенциал молодежи выступает как совокупность качеств и способностей подрастающего поколения, сформированных под влиянием определенных факторов и профессионально ориентированной образовательной среды. В этой связи перед нами стоит задача по определению данных факторов в соответствии с реалиями современности и точкой зрения молодежи. Целью исследования было определение структуры значимых показателей развития социокультурного потенциала молодежи в контексте профессионального образования с помощью свободно-ассоциативного метода. Было рассмотрено, как различные категории респондентов реагируют на стимулирующие слова и фразы, такие как "молодежь", "социокультурный потенциал молодежи", "социокультурная среда" и "межкультурное взаимодействие". Интерпретация полученных результатов позволяет нам разделить ассоциации на основе ключевых слов и значений сумм повторяемости упоминаний на группы, составляющие семантическое ядро для каждого определения. Как следствие, было выявлено двадцать когнитивных парадигматических признаков с положительной коннотацией. Научная ценность и новизна работы заключается в доказательстве возможности использования свободно-ассоциативного метода для определения логических составляющих понятий в соответствии с представлениями определенной социальной группы о нем.
Основные выводы исследования подтверждают, что молодежь Казахстана, как социальная группа обладает сформированной структурой ассоциаций относительно роли и статуса молодежи в обществе и развития социально-культурного потенциала, в том числе в условиях межкультурного взаимодействия. Практическая значимость результатов обеспечивает основу для определения показателей социокультурного потенциала молодежи в области профессионального образования.
Ключевые слова: метод ассоциаций, частые реакции, семантическое ядро, социально-культурное взаимодействие, молодежь.