Выбор профессии учителя в Казахстане: профориентационные паттерны

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.024
        106 95

Аннотация

Целью настоящей статьи является представление результатов анализа факторов, влияющих на выбор профессии учителя в Казахстане. Обозначенный анализ имеет теоретическую и практическую значимость, поскольку понимание аспектов, показывающих корреляции при выборе профессии учителя, способствует успешной профориентационной работе в данном направлении. В качестве эмпирической основы в статье представлены некоторые результаты междуна- родного исследовательского проекта Teaching and Learning International Survey (TALIS), иниции- рованного Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Недавний опрос был реализован в 2018 году с участием более сорока стран по всему миру, в целом, данный проект проводился уже в третий раз. Казахстан также принимает участие в данном исследовании. Проект направлен на изучение различных аспектов в отношении учителей и директоров школ, таких, как: квалификация, предпосылки выбора профессии, текущая работа, профессиональное развитие, взаимодействие, мобильность, вопросы преподавания и удовлетворенности своей работой. Проведённый анализ показал, для доминирующей части учителей при выборе своей профессии очень важными являются нематериальные ценности, более высокие моральные цели, такие как, возможность вносить свой вклад в общество, а также возможность влиять на развитие детей и молодёжи. Вместе с тем, результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что в определённой степени, чем моложе учителя, тем важнее для них перспектива устойчивой карьеры при выборе профессии педагога, также для молодых людей при выборе профессии учителя более важным является надёжный доход.

Ключевые слова: выбор профессии, учитель, международный проект, TALIS, мотивация, профориентация.

Загрузки

Опубликован

2022-07-09

Как цитировать

Shabdenova А., Nurymbetov, Y., & Kozhanov, K. (2022). Выбор профессии учителя в Казахстане: профориентационные паттерны. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 81(2), 250–260. https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.024