Государственная языковая политика и лингвистическая практика казахстанских учащихся в контексте социологических замеров
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v81.i2.017Аннотация
Статья является результатом исследования оценки языковой политики РК, реализованного в рамках государственного заказа. Целью исследования являлось изучение повседневной речевой практики учащихся общеобразовательных школ и колледжей Казахстана в разрезе трех этнических групп- казахов, русских и других этносов, включающих в себя малые этносы страны. Основные направления исследования –определение уровня владения тремя этническими группами молодежи государственного и русского языков, сфера применения данных языков в этническом измерении и анализ языковых практик и стратегий молодых людей. Методология исследования- количественный метод социологии, массовый анкетный опрос, объем выборки-1000 учащихся из 14 регионов РК и 3-х городов республиканского значения, в возрасте от 12 до 17 лет. Основные результаты исследования следующие: государственный язык преобладает в языковой практике представителей казахского этноса, а его сфера применения ограничена семьей и объектами образования, в языковой же практике молодежи страны преобладает односторонний, нерегрессивный билингвизм, демонстрирующий доминирование русского языка и его активное употребление в разных сферах общественной жизни. Практическая ценность работы выражается в использовании данных для совершенствования языковой политики республики и применении результатов исследований при разработке лекций преподавателями по соответствующей тематике.
Ключевые слова: билингвизм, сферы применения языка, казахстанская молодежь.