Языковые предпочтения учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений: результаты лонгитюдного исследования
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2022.v80.i1.08Аннотация
Тема статьи является результатом пятилетнего исследования языковой адаптации группы учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений РК в контексте реализации современной языковой политики многоязычия. Цель исследования – изучить языковые стратегии и тактики учащейся молодежи и их реализации в своей основной социальной практике. Основные направления исследования включают языковые предпочтения молодежи в общении на разных уровнях социальности, оценку уровня владения тремя языками- государственным, русским и английским, оценку представленности государственного языка в глобальной сети, отношение к латинице и полиязычию в целом. Значимость работы заключается в выявлении современных языковых предпочтений молодежи при реализации языковой политики и выявлении способов языковых адаптаций. Методология исследования включают в себя количественный метод исследования, в частности анкетный опрос.
Основные выводы исследовательской работы таковы – развитие государственного языка
остается задачей казахского этноса; данное развитие преимущественно происходит в диаде- семья и учеба, для остальных социальных сфер применения языка характерно двуязычие; полиязычие еще не стало таким распространенным, как двуязычие среди учащихся; обучающаяся молодежь из числа некоренных этносов выбирает в качестве языка своей социализации и адаптации русский язык.
Ключевые слова: государственный язык, полиязычие, двуязычие, языковая адаптация.