Ризоматическое и клиповое мышление школьников: саморегуляция и синергетический подход

Авторы

  • A. Mynbayeva Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-9613-6030
  • K. Moldassan Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-9777-0228
  • A. Karabutova Казахский национальный университет им. аль-Фараби http://orcid.org/0000-0002-5194-5851
  • M. Abirov Военный институт Сухопутных войск имени С. Нурмагамбетова, Казахстан, г. Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v79.i4.03
        185 220

Аннотация

Отличительной характеристикой современного поколения школьников и студентов стало их клиповое мышление. На основе анализа литературы показано, что особенность клипового мышления связана с упрощенностью восприятия информации, поспешностью выводов, лабильностью и стереотипностью мышления. В противовес ему ученые дискутируют идеи ризоматического мышления в современной постнеклассической науке. Образ «ризомы» связан с множественностью ветвления путей размышлений, «пучком» и сетью, где нет центра, и распространяющемся в открытой среде. В статье проанализированы особенности клипового и ризоматического мышления, их близость и различия. Сделано предположение, что ризоматическое мышление можно связать с синергетическим подходом, рассмотреть на основе психосинергетики. Еще одно предположение авторов: трансформация клипового мышления в ризоматическое возможно благодаря овладению навыками самоуправления когнитивной деятельности, саморефлексии, критического мышления, эвтагогики. В практической части исследования был проведен социологический опрос школьников Казахстана о цифровом поколении и клиповом мышлении. Установлено, что 77 % школьников выделяют клиповое мышление в отличие от мышления других поколений социума. В статье приведены наиболее яркие и характерные ответы школьников – что такое цифровое поколение и в чем отличие клипового мышления от других видов мышления.

Ключевые слова: ризоматическое мышление, клиповое мышление, психосинергетика, саморегуляция.

Загрузки

Как цитировать

Mynbayeva, A., Moldassan, K., Karabutova, A., & Abirov, M. (2021). Ризоматическое и клиповое мышление школьников: саморегуляция и синергетический подход. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии, 79(4), 23–33. https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v79.i4.03