Ризоматическое и клиповое мышление школьников: саморегуляция и синергетический подход
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v79.i4.03Аннотация
Отличительной характеристикой современного поколения школьников и студентов стало их клиповое мышление. На основе анализа литературы показано, что особенность клипового мышления связана с упрощенностью восприятия информации, поспешностью выводов, лабильностью и стереотипностью мышления. В противовес ему ученые дискутируют идеи ризоматического мышления в современной постнеклассической науке. Образ «ризомы» связан с множественностью ветвления путей размышлений, «пучком» и сетью, где нет центра, и распространяющемся в открытой среде. В статье проанализированы особенности клипового и ризоматического мышления, их близость и различия. Сделано предположение, что ризоматическое мышление можно связать с синергетическим подходом, рассмотреть на основе психосинергетики. Еще одно предположение авторов: трансформация клипового мышления в ризоматическое возможно благодаря овладению навыками самоуправления когнитивной деятельности, саморефлексии, критического мышления, эвтагогики. В практической части исследования был проведен социологический опрос школьников Казахстана о цифровом поколении и клиповом мышлении. Установлено, что 77 % школьников выделяют клиповое мышление в отличие от мышления других поколений социума. В статье приведены наиболее яркие и характерные ответы школьников – что такое цифровое поколение и в чем отличие клипового мышления от других видов мышления.
Ключевые слова: ризоматическое мышление, клиповое мышление, психосинергетика, саморегуляция.