Буллинг в подростковой среде кaк социaльно-психологическaя проблемa
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v77.i2.07Аннотация
В статье рассматриваются проблемы буллинга в подростковой среде в социокультурных, психологических и демографических аспектах; обсуждаются вопросы о необходимости применения подростками антибуллинговых программ в школах Казахстана, о возможных трудностях выбора эффективной стратегии борьбы с буллингом в связи с недостаточным исследованием социокультурной специфики буллинга в школах разных городов Казахстана. Приводится подробный анализ причин распространения практики буллинга, агрессивного отношения подростков к сверстникам, и приобретения подростками роли агрессора или жертвы буллинга в подростковой среде. В исследовании приняли участие 150 школьников в возрасте 13-17 лет. Для диагностики буллинга были использованы следующие методы: агрессивное поведение испытуемых, метод социометрии, шкала самоуважения Розенберга, опросник диагностики агрессивного поведения Басс-Перри. Статистический анализ собранных данных показывает о существенных различиях между ответами подростков на вопросы о буллингах в группе, с одной стороны, и рекомендациями учащихся об инициаторах и жертвах издевательств со стороны учителей. Также в статье раскрыты причины буллинга и его последствия, а также способы борьбы с ним. В каждой среде буллинг имеет разный характер, и это зависит от окружающей коммуникативной среды.
Ключевые слова: буллинг, подростковая агрессия, насилие, обидчик, статистический анализ, психология, социум, студент, дисбаланс.