Диагностика эмоций школьников и развитие навыков саморегуляции: инновационный опыт уроков «Самопознания»
DOI:
https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v75.i4.02Аннотация
Для успешной самореализации современному человеку необходимы навыки саморазвития и самоуправления, в частности умение саморегуляции когнитивных и эмоциональных процессов. Развитие эмоциональных навыков – новая задача современной школьной практики. Большой потенциал в развитии эмоциональных навыков саморегуляции имеет предмет «Самопознание». В статье представлен опыт исследования эмоционального состояния детей в школе и развития навыков саморегуляции. В теоретической части обобщены знания о теориях эмоций для структурирования в тренинговую программу обучения школьников. В практической части проведена диагностика эмоций школьников и проведения для них тренинговых занятий. В диагностике использованы такие методики, как опросник В.В. Суворовой на определение уровня эмоциональности и эмоциональной опросник Л.А. Рабинович. В исследовании приняли участие 200 учеников 9-х классов школы № 134 г. Алматы. Обучающая программа была интегрирована в уроки предмета «Самопознание». Установлено, что у 65,5% выборки школьников 9 классов из 200 человек доминируют эмоции радости, 13% – печали, 11,5% страха и 10% гнева. Уровень высокой эмоциональности был зафиксирован у 35 учащихся выборки, что составляет 17,5% учащихся. Тренинговая программа включала четыре занятия.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональные навыки, уроки самопознания, диагностика учащихся, саморегуляция эмоций.